Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает

Роснефть. Нижневартовск
, нефть, роснефть, качалка, добыча нефти

Ситуацию в российской экономике усугубят возможные антироссийские санкции США и ЕС Александр Елизаров © URA.RU

Пятую неделю продолжается снижение цены на нефть на мировом рынке. Так, если в начале октября стоимость барреля марки Brent превышала 85 долларов за баррель, то 12 ноября нефть стоила уже 71 доллар. Ничего хорошего российской экономике, ценам на продукты, курсу рубля и даже стоимости бензина это не сулит.

Почему нефть дешевеет?

В конце июня члены ОПЕК и Россия договорились увеличить добычу нефти на 1 миллион баррелей в сутки

Александр Кулаковский © URA.RU

Причиной снижения цен на нефть стал рост добычи углеводородов Россией, США и Саудовской Аравией, рассказал «URA.RU» директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев. Это происходит на фоне санкций США против Ирана, которые вступили в силу 5 ноября.

Они предполагают ограничительные меры на транспортировку и покупку иранской нефти. В последние месяцы, чтобы компенсировать нехватку иранского экспорта, США, Россия и Саудовская Аравия увеличили добычу нефти до 33 миллионов баррелей в день, что формирует почти треть от общемировой добычи.

Из них доля России в добыче достигает 11,5 миллионов баррелей в день — рекордный показатель за весь постсоветский период.

«Россия, Саудовская Аравия и ОПЕК оказались не готовы сократить добычу нефти. Кроме того, есть информация, что Иран активно сопротивляется ограничительным мерам и продолжает поставки нефти на рынок», — сообщил Буклемишев.

С учетом этих факторов цены на нефть в следующем году продолжат снижаться, считает главный экономист консалтинговой компании ПК «Капитал» Евгений Надоршин. По его прогнозам, в 2019-м средняя цена на нефть может упасть до 55 $ за баррель.

Как удешевление нефти повлияет на цены в России?

«От удешевления нефти в российском бюджете станет меньше нефтяных доходов, а профицит заметно сократится. А это также негативно скажется на темпах роста российской экономики.

Динамика роста ВВП может снизиться до 1% (вместо нынешних 1,5-2%)», — говорит Надоршин.

При этом эксперт не исключил, что в случае заметного ужесточения антироссийских санкций США и ЕС экономика России может вступить в полосу рецессии.

При этом не лучше сложится ситуация и с инфляцией. По словам Надоршина, в следующем году рост цен в России составит 5% и более, он будет соответствовать прогнозируемым ЦБ показателям. По прогнозам ЦБ, инфляция в следующем году достигнет 5,5%.

Как дешевая нефть скажется на курсе рубля?

Собеседники «URA.RU» сошлись во мнении, что рубль продолжит ослабевать вне зависимости от цены на нефть.

«На ослабление рубля по отношению к доллару влияют рост процентных ставок в ФРС США, продолжающийся отток капитала из российской экономики и политика российского ЦБ», — сказал Буклемишев.

По мнению Надоршина, в течение следующего года не исключено, что курс рубля достигнет исторического минимума и опустится до 80 рублей за доллар.

Что станет с ценами на бензин?

Снижение цен на нефть не отразится на стоимости бензина в России, считает экономист Антон Шабанов. «Бензин не станет дешеветь. С нового года планируется повышение налогового бремени на нефтяников, повысятся акцизы на бензин и дизельное топливо. Скорее всего, будет волатильность цен», — говорит эксперт.

Кроме того, по словам экономиста, недавнее соглашение правительства с нефтяными компаниями о заморозке оптовых цены на бензин также не способствует снижению цены на топливо в АЗС.

«Заморозка цен на топливо приведет к ухудшению сервисных услуг на заправках, которые, чтобы компенсировать выпадающие доходы, начнут отменять все скидки по накопительным картам физическим и юридическим лицам», — заключает он.

Напомним, с 1 января 2019 года в России для ряда нефтяных и газовых компаний повысится налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а также вырастут акцизы на бензин и дизельное топливо.

Источник: https://ura.news/articles/1036276785

Почему бензин дорожает, а нефть дешевеет?

Так, в декабре 2014 года президент потребовал от ФАС выяснить причину, по которой цена бензина в России увеличилась на 10%, тогда как мировые цены на нефть упали на 35%.

На самом деле стоимость цен на нефть на мировых рынках абсолютно не влияет на цены на внутреннем рынке. Дело в том, что Россия не закупает нефть для ее переработки, а использует только собственную. При этом внутренние оптовые цены топлива в последние годы не только не снижались, но и росли (за 2014 год в среднем до 30%).

Причин, по которым в России дорожает бензин, несколько. В качестве основополагающих можно назвать монополизацию рынка; дисбаланс спроса и предложения; попытку нефтедобывающих компаний компенсировать упущенные доходы от продаж на внешних рынках за счет российских потребителей; а также налоговую политику в России.

Уровень конкуренции на российском оптовом и розничном рынке продаж нефтепродуктов крайне низкий. А где монополизация рынка, там не работают механизмы конкуренции и цены во многом подконтрольны ведущим ВИНК. И никаких позитивных изменений в этой области в последние годы не происходит, напротив, рынок продолжает консолидироваться.

Еще одна причина, которая объясняет, почему растут цены на бензин, это менее выгодные условия для продажи нефти на территории РФ, чем ее экспорт на мировые рынки.

Стоит отметить, что весомый вклад в такое положение дел внесла государственная политика. Государство также заинтересовано в продаже как можно большего количества энергоносителей на мировых рынках, так как от этого во многом зависит наполняемость бюджета. Поэтому создает дополнительные стимулы для роста экспорта.

Приоритет экспорта над внутренним рынком нашел свое закрепление в принятом налоговом маневре. Согласно ему, ставка НДПИ будет поступательно расти на фоне снижения экспортных пошлин.

Так, в 2014 году ставка НДПИ увеличилась почти на 5% до 493 р./тонна, в 2015 году она возрастет до 530 р., в 2016 году – до 559 р.

При этом экспортная пошлина сократилась до 59% в 2014 году и снизится до 57% — в 2015 году, 55% — в 2016 году.

Печально, конечно, что в конечном итоге за рост бюджетных поступлений в конечном итоге должны заплатить рядовые россияне. Оплачивая высокую стоимость бензина они компенсируют издержки нефтяников на рост НДПИ. При этом сами нефтедобывающие компании не так сильно пострадали от падения цен на нефть, так как из-за девальвации рубля их выручка в национальной валюте растет.

Дисбаланс спроса и предложения – классическая причина роста цен на товары. Казалось бы, откуда в стране, которая сама добывает нефть может возникать дефицит?

Дело в том, что в условиях, когда экспорт становится экономически более выгодным, внутренний рынок испытывает дефицит. Так, по официальным оценкам предложение бензина на внутреннем рынке в последнее время уменьшилось на 2%, что подстегнуло вверх оптовые цены. Слухи о недостаточности предложения создавали почву для повышенного спроса, результатом чего стал дисбаланс.

Ряд аналитиков полагает, что такой ажиотаж искусственно создают сами ВИНК, тем самым подстегивая оптовые цены на топливо. В свое время ФАС даже возбуждало уголовное дело против ряда нефтедобывающих компаний за нарушение конкуренции.

По оценкам специалистов, цена нефти в структуре себестоимости бензина не превышает 6-10%. Поэтому на его стоимости практически не сказываются ценовые  колебания на нефтяном рынке. А на что тогда приходится большая часть стоимости бензина? В России – на налоги (НДПИ, НДС, акцизы и пр.)

Помимо поступательного роста НДПИ, упомянутого выше, причина роста цен в последние годы — увеличение акцизов на бензин. В 2014 году на тонну «евро-4» они возросли до 9,4 тыс. р. (по сравнению с 8,6 тыс. руб.

в 2013 году), на «евро-5» — до 5,7 тыс. р. (с 5,1 тыс. руб. в 2013 году).

В 2015 году также предполагается увеличить акцизы на бензин пятого класса на рубль за литр, что увеличит цены на бензин в 2015 году еще на 10-15%.

Прогнозы цен на бензин на 2015 год также не предполагают снижения цен на топливо. Так, прогнозы ФАС предполагают, что рост цен на бензин в 2015 году будет находится на уровне инфляции, т.е. около 7%.

В Правительстве ожидают как минимум 10%-ный рост в связи с налоговым маневром. А аналитики полагают, что вскоре цены на бензин в России должны и вовсе сравняться с европейским уровнем в 1,1-1,5 евро/литр.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-909770-pochemu-benzin-dorozhaet-a-neft-desheveet

Почему дорожает бензин в России в 2018 а нефть дешевеет?

  • Банки Сегодня Лайв
  • Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим
  • А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Автовладельцы с ужасом наблюдают сложившуюся картину: цены на бензин не только не снижаются, но и с нового года, снова ожидается повышение стоимости 1 литра. «Почему бездействует Федеральная Антимонопольная служба Российской Федерации?», «Куда смотрит Правительство?» и «Когда все это закончится?» — сетуют недовольные граждане нашей страны.

В данной статье мы разберемся с текущей энергетической ситуацией, а так же сделаем прогноз, какой же стоимости будет автомобильное топливо в грядущем, 2019 году?

С ностальгией о прошлом

Граждане более старшего возраста наверняка ностальгируют о советском времени. Конечно, оно тоже было несовершенно. Но зато товары в СССР славились своим качеством. Так говорят и о бензине.

Помимо качественных характеристик автомобильного топлива того времени современные аналитики отмечают и его советскую стоимость. Цены в то время выстраивались не за 1 литр бензин, а за 10. Причем стоял он копейки. В буквальном смысле слова.

Заправка автомобиля по стоимости приравнивалась к стоимости пары литров молока. А сейчас…?

Между прочим, за все существование СССР бензин дорожал всего 2-3 раза. В современной же истории, изменение цены на бензин, а если быть точнее, практически постоянное ее увеличение, явление уже устоявшееся. Почему в современной России такая ситуация стала нормой? Корень проблемы стоит в неусовершенствованном регулировании. Подробнее – в следующих пунктах статьи.

Неправильная закономерность

Раньше, когда цены на нефть были дорогими, Правительство нашей необъятной родины утверждало, что именно поэтому у нас в стране такой дорогой бензин. Это и понятно. И даже логично. Ведь в стоимость бензина непосредственно включена стоимость нефти, ее переработка и т.д.

Затем нефть стала дешеветь. Но цены на автомобильное топливо, вслед за ней, дешеветь не стали. Мало того, они вновь стали повышаться. «Где логика?» — спросят читатели.

Не все так просто.

В сложившейся ситуации возмущенным гражданам нашей страны предложили мыслить шире: то есть, учесть то, что стоимость бензина складывается не только из стоимости нефти, но и других составляющих.

На «Прямой линии с Президентом» несколько лет подряд народ пытался добиться ответа и задавал многочисленные вопросы Главе Государства о том, почему цены на нефть падают, но при этом, бензин не дешевеет, а продолжает дорожать.

Президент Российской Федерации, Владимир Владимирович Путин, таким образом обосновывал столь высокую ценовую планку бензина: «Это связано со многими факторами. Цена определяется и внешней конъюнктурой, и, если у нас свободный рынок, то мы принципиально не можем свои цены держать по-другому, чем в соседних странах.

Иначе нам нужно будет просто создавать новый железный занавес».

То есть, гражданам по всем Федеральным каналам объясняли, что в стоимость бензина входит:

  1. Нефть (не более 15%);
  2. Налоги и акцизы (65%);
  3. Расходы на добычу и переработку, которые, кстати, зависят от курса (оставшиеся 20%).

По факту, оказалось, что количество и стоимость нефти не столь сильно влияет на ценовую политику автомобильного топлива в России.

Что делать в случае банкротства застройщика в 2019 году?

Хорошо. Тогда разберем самый существенный составляющий фактор – налоги и акцизы. Когда весной 2018 года, произошло максимальное возрастание цены на бензин, Правительство, в качестве сдерживающего фактора решило отменить запланированное повышение акцизов.

Рост цен на бензин приостановился. Однако в конце августа стало известно о намерении Правительства повысить акцизы на бензин и дизельное топливо на сумму 2 тысячи 700 рублей и 3тысячи 700 рублей на каждую тонну соответственно.

Данное повышение планируется ввести с 1 января 2019 года.

В сравнении с другими странами

Считается, что в «богатых» странах цены на бензин выше, чем в «бедных». На это оказывает влияние и уровень доходов населения, ведь, по законам экономики, все же спрос рождает предложение. Другими факторами, влияющими на уровень мировых цен на бензин, являются: добыча нефти, экспорт/импорт топлива, налоговая нагрузка, субсидии, санкции и т.д.

Почему же бензин в России стоит примерно столько же, сколько и в США? Ведь Россия занимает одно из лидирующих мест в мире по добыче нефти, а так же по ее экспорту, а вот США, напротив, является одним из ведущих импортеров нефти.

Читайте также:  Дебетовые карты банка траст: условия

Либералы утверждают, что все дело в конкуренции. Америка конкурентная страна, поэтому там держатся рыночные цены, и маржа, как правило, минимальная.

Причём, в США стоимость бензина очень чутко реагирует на любое изменение стоимости 1 барреля нефти. А в России почему-то все наоборот, поэтому и цены на бензин выше.

В США и в других странах Европы бензин в основном зависит от цен на нефть. «В нашей стране специфическая структура стоимости топлива, в которой доля самой нефти крайне мала», – рассуждает главный аналитик «КИТ Финанс Брокер» Дмитрий Баженов.

Для России в целом важна рублевая цена на нефть. Ведь, при падении долларовых цен на нефть, именно рублевая, будет снижаться в значительно меньшей мере.

Глава Российской Федерации в своем интервью признает: «Цена на бензин в США чуть-чуть выше, чем у нас. Однако, там и доходы граждан выше…». «Государство не может субсидировать внутренние цены на бензин в ситуации ползучего курсового снижения рубля» — комментирует эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский.

Российский политический и государственный деятель Борис Ефимович Немцов часто негативно высказывался об экономическом строе России. Немцов считал, что главной причиной постоянного подорожания бензина является недостаточно развитая антимонопольная политика.

Вот что говорил по этому поводу Борис Ефимович: «Происходит это ровно из-за того, что основа русского капитализма — монополия.

Причем во всех сферах жизни: начиная от «Газпрома» и заканчивая, например, коммунальными монополиями или монополиями на рынке нефтепродуктов и так далее… Россия — крупнейший производитель нефти, в то же время наш бензин дороже, чем в США…».

Дела насущные

Правительство не остается в стороне от обсуждений насущных проблем, и идет на контакт с Федеральными средствами массовой информации. В последних числах октября текущего года премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев дал указание о заморозке цен на бензин.

Медведев поручил Министру регионального развития Российской Федерации Дмитрию Козаку проконсультироваться с нефтяными компаниями.

Вагит Юсуфович Алекперов, Генеральный директор ПАО «Лукойл», в одном их своих интервью, на петербуржском экономическом форуме признался, что «Сегодня Компания несет убытки на розничном рынке». Козак же в свою очередь считает жалобы компаний о недополучении прибыли недопустимыми. Соглашение с нефтяниками о стабилизации ситуации подписано сроком до 31 марта 2019 года.

Эксперты и аналитики твердо уверены, что для выхода из напряженной ситуации на топливном рынке, Правительству Российской Федерации, в первую очередь, необходимо решить проблему объемов экспорта.

Глава Правительства уже рассматривает инициативу юридически обязать все российские нефтяные компании и независимые НПЗ (Нефтеперерабатывающие заводы России) поставлять на внутренний рынок определенное минимальное количество топлива.

Министр энергетики Российской Федерации, Дмитрий Новак, так комментирует новые обязательства нефтяных компаний: «Договоренность включает обеспечение производства на уровне не менее чем дополнительно 3% к уровню прошлого года соответствующего календарного месяца».

Если договориться о стабилизации ситуации (сдерживании цен) не получится, Дмитрий Медведев будет вынужден принять решение о вводе запретительных пошлин на экспорт нефти. Однако же аналитики считают, что такие меры непосредственно пагубно отразятся на заправках. В регионах, ввиду последних новостей, уже пошли слухи о повышении стоимости проезда в общественном транспорте.

Несмотря на то, что цены на бензин, по официальным статистическим данным, не менялись уже с мая месяца текущего года, их планка существенно высока для обывателей с низким доходом.

Павел Филипченко, Президент Амурского топливного Союза высказывается о розничных ценах на бензин: «У независимых автозаправочных станций своих собственных заводов нет, поэтому розничные цены, которые потребители видят на сегодняшний день, складываются таким образом по причине высокой планки оптовых цен. Независимые участники просто вынуждены устанавливать розницу исходя из закупа».

Российская нефтегазовая компания «Роснефть» так же принимает активное участие в обсуждении насущных проблем.

Так, в первых числах ноября «НК Роснефть» направила Правительству ряд предложений по стабилизации ситуации на энергетическом рынке страны.

При чем, в письме четко указано, что компания неукоснительно придерживается договоренности по удерживанию цен на розницу на уровне 30 мая 2018 года.

По официальным данным, «Роснефть» обеспечивает треть внутреннего розничного рынка топливом и перевыполняет нормативы биржевой торговли. Так, по итогам октября 2018 года было реализовано:

  • Бензина – 19% от общего производства (при нормативе 10%!);
  • Дизельного топлива – 8% от совокупного производства (при нормативе 5%!)

Новый Год – новые цены? Чего ожидать россиянам 1 января 2019 года?

Федеральная Антимонопольная служба Российской Федерации в 2018 году тщательно занялась проверкой ценообразования литра бензина.

Вклады с капитализацией: сущность простых и сложных процентов

Из публичных официальных данных, действительно, можно констатировать факт, что многие российские компании в данный момент нацелены на экспорт автомобильного топлива. Получается, что количества бензина на внутреннем рынке становится меньше. Придерживаясь такой тенденции, соответственно, цены будут расти постоянно.

Эксперты уверены, что правительство вновь допустит рост цен на бензин, как минимум, в размере инфляции. На такие доводы Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Козак парирует тем, что, возможно, повышение и будет, но только лишь в рамках инфляционных показателей, а именно, не более 4-4,6% в год.

Спикер верхней Палаты, Валентина Матвиенко уверена, в условиях, когда рост цен на бензин будет обгонять инфляцию, нужно будет действовать оперативно и жестко. В своем выступлении в Совете Федерации она была возмущена: «Какое сельское хозяйство у нас будет развиваться, если в Забайкалье рост цен за год составил 128,9%? А ведь там в данный момент и так непростая экономическая ситуация…».

Несмотря на то, что Федеральная Антимонопольная служба Российской Федерации утверждает, что полностью контролируют ситуацию, российский топливный союз опасается очередных изменений, и прогнозирует очередной рост цен на бензин с января 2019 года. Аналитики предполагают, что повышение может составить до 10%. На такой скачок роста однозначно повлияет увеличение акцизов.

Михаил Леонтьев, пресс-секретарь ПАО НК «Роснефть» комментирует сложившуюся ситуацию так: «Сейчас до 70% цены составляют налоги. Я хочу напомнить, что сейчас акцизы повысились на 7%. Поэтому практически все компании максимизируют экспорт.

Хочу заметить, что «Роснефть» этого практически не делает!». Глава Компании считает, что бензин перестанет дорожать в том случае, если все российские нефтяные компании станут перерабатывать в России минимум 17,5% добытой ими нефти.

Леонтьев считает, что именно такого объема хватит, чтобы рынок «насытился» топливом.

Аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов, весьма четко высказывает свою позицию по этому поводу: «Цена бензина будет расти и далее, если в Налоговом Законодательстве Российской Федерации в ближайшем времени не произойдет никаких существенных изменений».

А директор центра политической информации, Алексей Мухин, уверен, что «Правительство само дает повод для критики. Однозначно, повышение акцизов повлечет за собой рост цен на бензин». Вообще многие эксперты задаются вопросом, для чего повышать акцизы при явном профиците бюджета?

Итак, исходя из массовых оценок эксертов, следует сделать неутешительный вывод о том, что в новом году россиян все-таки ждет очередное повышение цен на бензин.

Козак уже не раз допускал такую мысль в своих интервью на Федеральном Канале. Только вот в каком размере будет увеличение? Народ надеется, что оно хотя бы не превысит инфляцию.

Ведь в противном случае некоторым гражданам просто, в буквальном смысле, придется отказаться «от руля».

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/neft-desheveet-benzin-dorozhaet-pochemu-v-rossii-postoyanno-dorozhaet-benzin

(no title)

?

Categories:

Нефть дорожает — бензин дорожает.Нефть дешевеет — бензин дорожает.Бензин целеустремлённый.

Будь как бензин.

Шутки шутками, а происходящая вокруг бензина история и впрямь крайне интересна. Причём не только с чисто практической точки зрения — на сколько и когда он опять подорожает, но и как отражение того, что на самом деле происходит в России и российской экономике.

Раскручивать этот клубок лучше с конца — с 2018 года, в котором цены на бензин прибавили сразу 11%. Разумеется, бензин дорожал и до этого (в 2014 92й стоил 29,45 а сейчас — 42,45) однако так резко и без видимых причин — никогда.

Ультиматум

Разумеется, правительство озаботилось ценой на бензин. Не потому, что очень сильно заботится о населении, конечно же, а потому, что, во-первых, ещё не отгремели протесты по поводу пенсионной реформы (за 9 месяцев в России прошло 2154 акции протеста, из них 46,5% — по поводу пенсионного возраста), и, во-вторых, такой резкий рост никак не соответствует официально заявленному уровню инфляции в 4% — холопы могут что-то заподозрить и возмутиться.

Что цены на бензин уже сейчас сдерживаются искусственно, видно по тому, что происходит с мелкооптовыми покупателями: скидки по топливным картам грузоперевозчиков

отменяются, а оптовые цены в ряде случаев оказываются выше розничных.К тому же, со следующего года повышается НДС на 2%, что автоматически приведёт к повышению цены как минимум на эту сумму. Кроме того, планировалось поднять акциз на бензин, но это теперь под вопросом.

В общем, правительство пошло к нефтяникам и вежливо поинтересовалось, в чём, собственно дело. Некоторые СМИ писали: «вице-премьер

Дмитрий Козак пригрозил / дал указание / поставил ультиматум нефтяникам», но вы в эту чушь не верьте, пожалуйста.

Нефтяники это, в том числе, Роснефть —

корпорация-монстр с Сечиным во главе. А, как мы хорошо знаем, каждый, кто пытается задеть его интересы, имеет хорошие шансы оказаться на тюремной параше рядом с Улюкаевым. Поэтому ни о каких ультиматумах и речи быть не может, а все эти громкие заявления — лишь дрянная комедия, которую ломают перед нами, чтобы скрыть то, что происходит на самом деле.

Нефтяники, разумеется, в два счёта объяснили правительству, что происходит. Во-первых, вы, господа чиновники, зажрались — в цене бензина только НДПИ, НДС и акциз составляют 55%, а вместе с остальными налогами — под 65%. Хотите дешёвый бензин — умерьте свои аппетиты и снизьте акцизы. Попробуйте тратить меньше на силовиков и не пытайтесь зачем-то

сделать бюджет профицитным.

Во-вторых, вы заигрались в геополитику. В течение длительного времени курс рубля к доллару, как привязанный, следовал за котировкой барреля нефти. Поэтому

стоимость барреля в рублях оставалась стабильной и плавно колебалась в интервале от 3000 до 4000. Сейчас, благодаря санкциям, рубль отвязался от нефти (то есть на самом деле просто обвалился относительно неё) и баррель стоит от 5000 до 6000 рублей. И если раньше в стоимости литра бензина нефть составляла около 8 рублей, то теперь — все 16 и прямо сейчас литр 92го должен стоить около 50 рублей.Правительство промычало в ответ что-то невнятное, но акциз временно снизило — на 3 рубля, чего явно недостаточно, чтобы компенсировать рост себестоимости. Ещё 5 нужно было где-то взять. Просто так, из филантропических соображений, нефтяники эту дельту оплачивать из своего кармана, разумеется, не согласились.Правительство тут же начало искать, за чей счёт это можно провернуть, если народ не желает платить больше, а нефтяники — получать меньше. Поискало и, как это ни странно, нашло.

На растерзание

За временное (до марта 2019 года) удержание цены на топливо правительство решило расплатиться с нефтяниками независимыми сетями АЗС — фактически поставить их в безвыходное положение и дать возможность крупным нефтяным компаниям заполучить за бесценок топливную розницу — 15 из 25 тысяч заправок по стране.

Как это делается: с июня 2018 года розничную цену топлива в АЗС зафиксировали, привязав к официальному уровню инфляции, и ограничив этим маржу независимых АЗС сверху. А буквально на днях правительство

запретило трейдерам участвовать в биржевых торгах бензином — мол, это из-за них, спекулянтов проклятых, цены растут.Не буду напоминать, как в СССР боролись со спекулянтами, и что из этого вышло. Здесь всё ещё хуже: наценка трейдера — сущие копейки, не сравнимые с жирным куском налогов, который забирает себе правительство. Зато трейдеры продают бензин независимым АЗС мелкими партиями и с отсрочкой платежа. И если до сих пор АЗС могла (условно) взять у трейдера один бензовоз топлива в месяц, продать его и рассчитаться, то теперь ей придётся идти к крупным НПЗ, которые скажут: бери железнодорожную цистерну и плати за неё сразу, да ещё и втридорога, потому что ты, в отличие от трейдера, мелкий покупатель.Понятно, что для многих небольших сетей это смерти подобно — те, кто не сможет найти альтернативных поставщиков и оборотных средств, будут вынуждены закрываться.В общем, в ближайшие полгода огромное число АЗС поменяет хозяев. Станет ли нам от этого лучше? Нет, разумеется. Рынок монополизируется и конкуренты уничтожаются не для того, чтобы раздавать населению бензин за бесценок, а для того, чтобы на этом зарабатывать. Поэтому когда передел АЗС закончится, цены снова пойдут вверх.

  • Маневр
  • Союз
  • Сложность
  • И эта запредельно сложная система тонких настроек должна работать в условиях нестабильности, тотального
Читайте также:  Букмекерские конторы с демо счетом

Ещё более интересная история, связанная со стоимостью бензина, — так называемый «налоговый маневр» — начнётся в следующем году. Здесь под раздачу попадут уже мелкие НПЗ.Суть налогового манёвра проста: сейчас правительство берёт пошлину только с экспортируемой за рубеж нефти, а хочет брать со всей добываемой, что теоретически позволило бы увеличить поступления в казну более чем вдвое, потому что 53% российской нефти потребляется на внутреннем рынке.Поэтому в течение нескольких лет экспортная пошлина будет снижаться, а аналогичная ей по формуле и размеру ставка НДПИ — увеличиваться.До сих пор экспортная пошлина помогала удерживать низкую стоимость нефти внутри страны. По сути, внутренняя цена на нефть равна биржевой котировке нефти Брент минус $1,5-3 скидки с барреля за более низкое качество нашей нефти, минус экспортная пошлина (примерно 9 рублей за кг) минус расходы на транспортировку (около 1 рубля за кг). Соответственно, если сейчас 1 кг нефти на международном рынке стоит 26 рублей, то на внутреннем — около 16 (но разброс цен очень велик).Если прямо сейчас экспортную пошлину просто заменить на НДПИ, то нефть в России будет стоить 25 рублей, а бензин — 62 рубля. Чтобы этого не произошло, правительство планирует компенсировать эту разницу производителям бензина для внутреннего рынка с помощью отрицательного акциза.Спрашивается, зачем было городить весь этот огород, если в итоге ничего не изменится? Изменится. И ответ на этот вопрос лежит где-то в области российских имперских амбиций и ностальгии по СССР.Когда СССР рухнул, Россия всячески цеплялась за его разлетающиеся осколки, пытаясь связать их если не политически, то хотя бы экономически. В результате этих попыток родился Таможенный Союз России, Беларуси и Казахстана.Помимо всего прочего, это означало, что Беларусь может покупать российскую нефть без экспортной пошлины, а затем продавать на Запад и класть разницу между ценой на внутреннем и внешнем рынках себе в карман. Разумеется, у России это регулярно вызывало неудовольствие и попытки хоть как-то прикрутить этот краник, вернув доходы в свою казну.В ответ бацька Лукашенко так же регулярно делал большие глаза: «А как же союз? Мы же братья!» и шантажировал Россию повышением транзитных тарифов.В общем, России нужно было выбирать: или платить за иллюзию наличия союзников, или разорвать этот союз. Однако вместо этого она решила пойти третьим путём — решить проблему унификации тарифов с помощью налогового манёвра.Фактически, идея состояла в том, чтобы вернуть в Россию доходы от реэкспорта российской нефти, возникающий перекос в цене на топливо отрегулировать отрицательным акцизом, да ещё и настроить его таким образом, чтобы стимулировать развитие в стране современных нефтеперерабатывающих производств.Идея обобрать партнёров по союзу красива, спору нет. На бумаге. На практике всё несколько сложнее. Начнём с того, что сама по себе экспортная пошлина рассчитывалась относительно просто, по трём разным формулам в зависимости от средней стоимости нефти на мировом рынке.При цене нефти от $182,5 за тонну ($24,9 за баррель) формула расчёта экспортной пошлины выглядит так:ЭП = $29,2 + 30% * (Ц – $182,5)Где Ц — средняя цена нефти.Формула НДПИ оказалась с учётом налогового маневра уже вот такой:НДПИ = 919 * Кц — [559 * Кц * (1 — Кв * Кд * Кдв * Кз * Ккан) — Кк — ЭП * Р * Ккорр * Свн]Даже не вдаваясь в подробности видно, что кроме экспортной пошлины (ЭП) и среднего курса рубля (Р) появилось ещё 9 коэффициентов, причём некоторые из них могут обнуляться при выполнении определённых условий.Сложно? Но это ещё не всё. Вы не забыли про акциз, который должен компенсировать повышение НДПИ? Вот его формула:Анс = ((Цнефть * 7,3 — 182,5) * 0,3 + 29,2) * Р * Спю * КкоррПо сути, это экспортная пошлина наизнанку. Р — средний курс рубля, Ккорр синхронизирует одновременный рост НДПИ и снижение экспортной пошлины, а Спю — самый важный коэффициент, который, собственно, определяет, каков будет размер компенсации и будет ли он вообще.В расчёте этого коэффициента и начинается настоящий ад. Я насчитал как минимум 19(!) переменных, от которых он зависит.Итого: если вы отечественный производитель нефтепродуктов, то для принятия управленческих решений вам нужно держать в голове три десятка коэффициентов, каждый из которых правительство может менять, когда пожелает.непрофессионализма и коррупции? Серьёзно?!Как только что-то изменится на рынке (очередные санкции, например) — систему начнёт лихорадить. Как только правительству понадобится больше денег и оно подкрутит пару коэффициентов — систему начнёт лихорадить. Как только Сечин решит, что ему нужна яхта побольше, и пролоббирует выгодные ему корректировки — систему начнёт лихорадить.Проще говоря, её будет лихорадить всегда, от этого будет страдать вся отрасль и, в первую очередь, небольшие производители, которые не смогут пинком открыть дверь вице-премьера и заорать: «Что ты, скотина, опять натворил?! Возвращай всё назад к чёртовой матери!».

Простота

В России всего 32 крупных НПЗ, принадлежащих 16 компаниям. И для того, чтобы регулировать их акцизы, нужны 30 коэффициентов? Зачем?!По хорошему, нужно предельно упростить формулу расчёта НДПИ, отказаться от дурацкой идеи с отрицательными акцизами и позволить цене на бензин прийти к европейскому уровню.

По официальным данным доля бензина в потребительской корзине меньше 5% и повышение его стоимости можно было бы компенсировать населению снижением НДС или НДФЛ.Да, по кому-то это ударило бы больнее, но в этом есть хоть какая-то справедливость — за бензин должны платить те, кто его использует.

К тому же дорогой бензин будет стимулировать использование общественного транспорта и внедрение электромобилей, что полезно и для экологии, и для борьбы с пробками.Однако простые решения — это для умных.

Мы же продолжим громоздить друг на друга десятки коэффициентов, а когда они дадут сбой — грубо вмешиваться в рыночные механизмы, не разобравшись толком, как они работают, и только усугублять этим ситуацию.

Итоги

В результате налогового маневра игроки масштаба Роснефти получат сверхдоходы, а остальные — лишь проблемы.

Рост цен на бензин с такой сложной системой в полной мере скомпенсировать не удастся, даже если правительство этого действительно захочет, поэтому на рынке вполне может периодически возникать дефицит бензина со всеми вытекающими последствиями.

Инвестиционные перспективы отрасли в условиях непредсказуемого налогообложения и перманентных санкций тоже довольно туманны.

Какой смысл вкладываться в постройку или модернизацию НПЗ, если налоговая среда настолько нестабильна?Единственное, что уже понятно — что вся эта налоговая фантасмагория не способна остановить рост цен на бензин, порождает нестабильность, грозит потенциальным дефицитом бензина, тормозит инвестиции и стимулирует коррупцию.

P.S. Если у вас есть карты лояльности сетей АЗС и на них накопились бонусы — потратьте их, пока они не обнулились.

Вадим Жартун08.11.2018

Источник: https://storm100.livejournal.com/5691305.html

Почему бензин в России никогда не подешевеет — МК

Чем отечественный топливный рынок отличается от американского

В прошлом году россияне дважды сталкивались со скачкообразным повышением цен на АЗС. В итоге с марта по декабрь АИ-95, к примеру, подорожал с 41 до 46 рублей за литр.

Стабилизировать положение позволило только соглашение правительства с нефтяниками, которое было достигнуто после долгих переговоров и заключено только на небольшой срок. Чиновники признают, что потенциал для снижения стоимости горючего существует.

Однако договориться относительно методов достижения такого результата они пока не в состоянии.

В отличие от нашей страны в США цены на топливном рынке достаточно волатильны и определяются не волей чиновников, а мировыми экономическими трендами — они повышаются, когда дорожает нефть, и снижаются, когда «черное золото» дешевеет.

Президент Дональд Трамп настаивает на низкой стоимости горючего, так как это стимулирует развитие экономики в его стране, и регулярно упрекает ОПЕК и другие страны-экспортеры в искусственном завышении цен на «черное золото».

Сможет ли Россия воспользоваться американским опытом и наступят ли у нас времена, когда бензин будет не только дорожать, но и дешеветь вслед за мировыми ценами на нефть?

В Техас за горючим

Наличие в США огромного числа независимых добывающих и перерабатывающих производств, а также частных розничных сетей АЗС позволяет американцам варьировать цены на топливо с учетом специфики каждого региона. Стоимость бензина может серьезно отличаться не только в разных штатах — даже в одном городе, потребности которого обеспечивают несколько поставщиков, можно найти топливо подешевле или подороже.

Самый дорогой бензин традиционно приходится приобретать автомобилистам Калифорнии: в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско за один галлон горючего (около 3,8 литра) требуют до $4.

В пересчете на привычные нам объемы получается, что литр бензина обходится жителям штата в $1,05 (около 70 рублей). В Техасе галлон бензина стоит менее $2.

То есть литр топлива там вдвое дешевле — всего $0,5, или примерно 35 рублей.

Ответить, почему американцы в состоянии снижать цены на топливо, когда мировые котировки «черного золота» падают, можно, взглянув на структуру, из которой складывается стоимость топлива на рынке США.

Дело в том, что почти две трети стоимости американского бензина (58%) определяются как раз котировками на сырую нефть.

Еще 15% приходится на налоги и акцизы, около 17% составляют издержки на переработку, а затраты на организацию розничной продажи горючего, а также маржу не превышают 10%.

В США иной раз даже возникают скандалы относительно слишком дешевого бензина. Осенью 2018 года представители Демократической партии обвинили Дональда Трампа в искусственном создании транспортного коллапса на автомобильных дорогах.

Незадолго до Дня благодарения, который американцы отмечали 22 ноября, цены на сырую нефть на мировом рынке резко упали — с $85 до $60 за баррель. В результате бензин в США подешевел на 15%.

Жители страны отказались от поездок к родственникам на праздник на общественном транспорте в пользу личных авто. Трампу даже пришлось извиняться на своей странице в Твиттере. «Под моим давлением цены на бензин опустились так низко, что все большее число людей водят машины.

Я вызвал заторы на дорогах по всей нашей великой стране. Всем приношу свои извинения», — с сарказмом отметил американский президент.

Трамп, конечно, иронизировал. Но если серьезно, то конструкция американского топливного рынка способна вызывать у российских автомобилистов настоящую зависть. В начале 2016 года, когда нефть упала ниже $30 за баррель, розничные цены на топливо в США сократились до 26 рублей за литр в переводе на российские деньги.

Ряд заправок в запале конкурентной борьбы продавали топливо себе в убыток, лишь бы сохранить постоянных (особенно корпоративных) клиентов. Рекорд поставила одна из сетей АЗС в Мичигане, которая продавала горючее по 50 центов за галлон — 8,5 рубля за литр. В России в то время топливо стоило примерно 35–36 рублей.

Читайте также:  Карта золотая корона, где получить и какому банку относится

При этом нельзя забывать, что средний размер оплаты труда в США доходит до $3,5 тыс. в месяц. Это около 235 тыс. рублей.

В России такие зарплаты не снятся даже многим ведущим специалистам своей отрасли — согласно официальной статистике, менее 5% граждан в нашей стране получают оклады в 100 тыс. рублей и более. Основная масса населения, по данным Росстата, довольствуется зарплатами в районе 40 тыс. рублей.

Причем, по независимым оценкам, эта сумма завышена на 10–15 тыс. рублей. Поэтому «бензиновое бремя» является весьма ощутимой статей расходов большинства российских семей.

Как кусаются налоги

Российский бензин никогда не дешевеет, потому что ценообразование на отечественном рынке нефтепродуктов серьезно отличается от американских стандартов. По словам исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, фискальная часть «съедает» не менее 60% тарифов на бензин. «Котировки сырой нефти закладывают в цену топлива около 10%.

Переработка, логистика и издержки в рознице составляют примерно 20% стоимости горючего. И лишь 10% приходится на маржу, которую зарабатывают продавцы топлива, — отмечает замглавы ИАЦ «Альпари» Анна Кокорева.

— На стоимость топлива в России влияет в гораздо большей степени не цена нефти, а налоги, поэтому, когда котировки «черного золота» снижаются, потребитель не видит никаких изменений в рознице».

Фискальная тема является объектом ожесточенных споров между добывающими компаниями и чиновниками.

Государство пытается маневрировать: время от времени идет на уступки производителям — например дает возможность восполнить потери от повышения налога на добавленную стоимость (НДС) с 2019 года, а с февраля снижает пошлины на экспорт нефтепродуктов.

А иной раз закручивает гайки и повышает акциз на бензин (с этого года его ставка увеличилась в 1,5 раза), увеличивает налог на добычу полезных ископаемых, а также грозит применением временных заградительных пошлин на экспорт «черного золота».

Правда, для стабилизации топливных цен зачастую приходится включать ручное управление отраслью и прибегать к прямым договоренностям с нефтяниками о сдерживании тарифов горючего. Последняя из подобных сделок была согласована в октябре 2018 года. Нефтяники согласились заморозить стоимость бензина на июньском уровне (45–46 рублей за литр АИ-95).

Правда, эксперты считают, что очередной резкий рост цен на топливо не за горами.

Сразу после новогодних праздников на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, служащей основной площадкой внутреннего и внешнего сбыта российского горючего, оптовая стоимость бензина в среднем подскочила на 5%.

Это и был подарок нефтяникам, который нивелировал дополнительные затраты от повышения НДС. В свою очередь, маржа независимых сетей АЗС, которые занимают более половины розничного рынка топлива России, сократилась до минимума.

Новая волна роста стоимости бензина обещает произойти в апреле-мае этого года. Последняя договоренность между нефтяниками и правительством действует до конца марта. По истечении этого срока оптовые торговцы — перерабатывающие заводы, принадлежащие добывающим холдингам, окажутся вправе повышать отпускные цены, что, естественно, вызовет рост и розничных тарифов.

Растущий спрос на сырье, который предполагается на мировом рынке к этому времени, снова приведет к увеличению поставок углеводородов на экспорт, тогда как на внутреннем рынке может опять образоваться дефицит, что приведет к повышению стоимости топлива.

Цены на АЗС уже и так растут, однако пока это происходит в отдельных регионах и в целом по России подобный процесс практически незаметен.

Догоним или перегоним Америку?

Как признает замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин, потенциал для снижения стоимости горючего существует. Он объясняет, что эффективно сдержать цены можно не с помощью административных ресурсов, а за счет принципов рыночной экономики.

Для этого нужно снова задействовать налоговое регулирование и жестко привязать уровень экспортных фискальных сборов к мировой стоимости сырья. Впрочем, пока эта идея не находит положительного отклика в Минфине — ведомстве, ответственном за доходы федерального бюджета.

Но если консенсус между ведомствами будет найден, то теоретически должно получиться по американской схеме: мировые цены на нефть падают, российские экспортеры, пользуясь внутренним снижением налоговой нагрузки, сокращают поставки за рубеж — и стоимость горючего на отечественных АЗС снижается.

«Дополнительные объемы поставок на внутренний рынок могли бы стабилизировать и даже улучшить ценовую ситуацию на отечественном розничном рынке топлива», — уверен Голомолзин.

Его служба обещает предостеречь нефтяников от необоснованного повышения цен на топливо путем ежедневного мониторинга стоимости горючего.

Правда, утверждать, что подобная система управления ценами может наладиться в России, пока преждевременно.

Во-первых, резкого обрушения цен на нефть в обозримой перспективе не ожидается — политические неурядицы в Венесуэле и ужесточение санкций в отношении Ирана могут нарушить давно отлаженный механизм поставок сырья на мировой рынок. Итогом может стать повышение цен до $80 за баррель.

«В стоимость бензина нефтяники кроме акциза и других растущий налогов закладывают общую неуверенность в стабильности мировой экономики», — отмечает старший аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Во-вторых, фиксация цен на топливо, оговоренная в прошлом году чиновниками и вертикально интегрированными нефтяными компаниями, произошла на пике роста стоимости горючего. Достигнув определенной планки, продавцы бензина вряд ли станут двигаться в сторону снижения ценников на АЗС.

Вопрос возможного подорожания бензина продолжает активно дискутироваться в правительственных кругах.

На днях в Совете Федерации в рамках правительственного часа выступил вице-премьер по ТЭК Дмитрий Козак, пообещавший, что кабмин будет контролировать «рынок моторного топлива всеми доступными методами, чтобы выдержать целевые показатели, по которым была достигнута договоренность». Впрочем, скорее речь снова идет не о рыночных способах по сдерживанию цен, а о подключении административного ресурса и заключении с нефтяниками нового соглашения.

«В результате получается парадокс. С одной стороны, власть утверждает, что существуют все предпосылки для снижения цен на горючее путем регулирования налогообложения.

В случае создания такого по-настоящему работоспособного механизма со временем ценообразование на топливном рынке России повторило бы американский, гибкий вариант, — отмечает старший аналитик «БКС Капитал» Сергей Суверов.

— С другой стороны, чересчур активно жонглировать налогами чиновники не в состоянии, так как финансовые поступления от сырьевой отрасли формируют более половины федерального бюджета и служат залогом своевременного повышения пенсий и зарплат госслужащих.

Это доказывает, что низкие цены — не в интересах правительства. Поэтому говорить, что Россия в ближайшее время сможет создать инструмент для управления топливными тарифами, который бы, как и в США, позволял оперативно снижать стоимость горючего, пока преждевременно».

Между тем нефтегазовые эксперты уже обсуждают идею продажи бензина по пол-литра. «Стоимость топлива не будет нервировать потребителя хотя бы на стелах с ценами.

Однако это маскировка симптомов, а не лечение болезни, — предупреждает Кокорева. — Автолюбители сейчас стараются заправляться на небольшую сумму — 500–1000 рублей.

Растущая стоимость бензина не прибавит в таком чеке литров, а заправку придется посещать гораздо чаще».

Источник: https://www.mk.ru/economics/2019/02/07/pochemu-benzin-v-rossii-nikogda-ne-podesheveet.html

Почему бензин дорожает, если нефть дешевеет | Мнения

Что же касается вклада нефти в цену литра бензина или дизеля, то, по признанию Deutsche Welle, он неощутим. Немецкие бензоколонки ориентируются не на нефтяные котировки, а на цены НПЗ в Роттердаме.

А те, в свою очередь, опять-таки реагируют не на цену барреля, а на текущую конъюнктуру спроса и предложения и приводят пример: «Прошлым летом нефть дешевела, но бензин тем не менее в какой-то момент даже подорожал, поскольку вдруг подскочил спрос на него из США».

Такая же, почти один в один, логика ценообразования утвердилась и на российском рынке. Цены на АЗС реагируют на конъюнктуру, а не на нефть. Но, несмотря на совпадение общих подходов к ценообразованию, российские цены на топливо подвержены специфике финансовой и налоговой системы страны.

Первое – это акцизы. В Германии налоги на энергию (аналог акциза), а это 65,4 евроцента в литре бензина и 47 евроцентов в литре дизеля, не повышались 13 лет, с 2003 года.

В России ставки акцизов за такой же период увеличены на бензин почти в пять раз, с 1,6 до 7,6 руб./литр, на дизель – в восемь, с 0,5 до 4,4 руб./литр.

Германия может себе позволить не повышать налог на топливо, в России же поступления от нефтегазовых компаний являются хребтом бюджета, а потому чем ниже мировые цены на нефть, тем круче Минфин повышает внутренние налоги и акцизы, а соответственно, и цены.

То есть реально зависимость цен от нефтяных котировок в стране существует, но это обратная зависимость. А вопрошающим, почему цены на АЗС не падают вслед за сырьем, следует адресовать внимание к параметрам российского бюджета, хотя бы к его доходной части.

Второе – это жесткая, почти линейная связь между курсом доллара и мировыми ценами на нефть. Чем дешевле нефть, тем слабее рубль.

То есть цены на нефть для внутренней переработки в рублевом эквиваленте практически не снизились. Так, при стодолларовой цене барреля его цена в рублевой зоне оценивалась на уровне 3700 руб./т.

Баррель подешевел вдвое — с $100 до $50, а в рублях лишь на 13%, до 3200 руб./т.

Третье – это яркая сезонность в сегменте бензина. Несмотря на то что российские НПЗ в целом по году выпускают достаточное количество автомобильного бензина для удовлетворения внутреннего спроса, в сезон летних отпусков спрос на бензин опережает мощности отечественных НПЗ. В итоге на рынке формируется дефицит, из-за которого оптовые цены на бензин взлетают почти на 20%.

Типичное поведение биржевых цен на бензин марки Аи92 в 2015 году представлено на диаграмме, где сплошная красная кривая – это статистика биржевых (оптовых) цен на протяжении года.

Первый всплеск, пришедшийся на февраль, отображает рост налоговой нагрузки на отрасль в 2015 году, а вторая фаза роста на 20% по времени совпадает с летним периодом, после которого цены к концу года возвращаются к уровням начала года.

Если бы розничные цены следовали точно в соответствии с оптовыми, как это принято на западных рынках, то и они (на диаграмме пунктирная красная линия) дали бы летний прирост порядка 20%. Реакцию водительского сообщества на такое поведение цен, полагаю, нетрудно представить.

Однако российские регуляторы рынка в лице Федеральной антимонопольной службы (ФАС) таких колебаний не допускают.

В мягкой форме, в виде прогноза руководители службы публично высказывают мнение, что цены на АЗС, конечно же, могут вырасти и вырастут, но темпы роста при этом будут оставаться в русле годовой инфляции, а возможно, и не превысят ее. И прогнозы ФАС сбываются на 100%.

Так, в 2014 году годовая инфляция зарегистрирована на уровне 11,4%, а бензин подорожал лишь на 7-8%, дизельное топливо – на 3%. В 2015 году инфляция составила 12,9%, а цены на топливо — вдвое ниже: бензин – плюс 6%, дизель – плюс 3%.

Характер поведения розничных цен представлен на диаграмме сплошной синей линией. Цены на АЗС в начале года стартовали на значениях 34,80 руб./литр, в высокий сезон спроса перестроились к уровню 34,80 руб.

/литр и на этом значении завершили год, несмотря на то что оптовые цены во второй половине года резко снижались. Средняя цена по году составила 33,70 руб./литр.

А если бы ФАС не вмешивалась в ценовую политику нефтяных компаний на розничном рынке, то цены на АЗС гуляли бы в таких же пределах, что и оптовые (прерывистая красная линия на диаграмме), а средняя цена по году составила бы (внимание!) 33,80 руб.

/литр, практически неотличимых от регулированных антимонопольщиками. И в этом позитив для рынка. Иначе на пустом месте получили бы «марши пустых канистр», недовольство огромной армии автовладельцев, пожары в гаражах и на балконах запасливых автомобилистов.

Источник: https://www.forbes.ru/mneniya/gosplan/325205-pochemu-benzin-dorozhaet-esli-neft-desheveet

Ссылка на основную публикацию