Кем осуществляется валютный контроль в рф

Кем осуществляется валютный контроль в РФ

В статье мы рассмотрим, как проходит валютный контроль в банке. Разберем, что такое валютное регулирование и какие операции подвергаются валютному контролю. Вы узнаете, какие функции выполняют агенты валютного контроля и какие документы потребует банк для проведения сделки.

Валютный контроль: понятие, цели и направления

Для расчетов по сделкам, совершаемых в нашей стране, используются рубли. Но в некоторых случаях для проведения финансовой операции нужна другая валюта. Именно эти ситуации и подлежат регулированию валютным законодательством. Далее проанализируем валютный контроль на предприятии и в банке, а также выясним, что это такое.

Итак, что же значит термин «валютный контроль»? Объясним простыми словами. Валютным контролем (ВК) называют действия, благодаря которым обеспечивается соблюдение закона и правил, связанных с расчетами в валюте.

В глобальном смысле за выполнением этих норм следят:

  • Центробанк (далее ЦБ РФ).
  • Таможенный комитет.
  • Правительство.
  • Минфин.
  • Исполнительная власть.

Непосредственный же контроль осуществляют так называемые агенты валютного контроля — коммерческие банковские организации — наделенные полномочиями ЦБ РФ. Они несут ответственность за то, чтобы все платежи были оформлены правильно, а сведения предоставлены в полном объеме.

Если же говорить о том, для чего и зачем, вообще, нужен ВК, то его главная цель состоит в том, чтобы обеспечить полное соблюдение валютного законодательства.

Помимо этого, контроль проходит по направлениям:

  • наблюдение за соответствием операций закону;
  • проверка факта выполнения обязательства между резидентами и нерезидентами;
  • проверка достоверности отчетности по валютным операциям.

Теперь обсудим, в каких странах есть валютный контроль. Большое количество государств использовали методику ВК, когда переживали тяжелые времена в своей экономической жизни. Если приводить примеры из истории, то осуществление такого контроля активно применялось в послевоенный период.

В более позднее время ВК был реализован в таких крупных государствах, как Франция, Япония, Германия. Сейчас большинство стабильных стран не применяет контроль над операциями в валюте и вполне успешно обходится без него. Но часть держав по-прежнему использует этот режим. В это число входят около 50 стран, таких как Чехия, Турция, Польша, Израиль.

Все тонкости ВК в нашем государстве отражены в законодательстве, там же определены субъекты данного режима.

Формы и принципы валютного контроля

ВК базируется на таких принципах:

  • исключается неоправданное вмешательство государства в операции;
  • система ВК и валютного регулирования едины;
  • права всех участников сделок защищаются на государственном уровне.

Стоит также отметить несколько специфических принципов. В частности:

  1. Законность.
  2. Обязательность.
  3. Обеспечение коммерческой и служебной тайны.

Виды, формы и методы валютного контроля находятся в развитии, так как в законодательство вносятся изменения. А теперь разберемся с каждым пунктом несколько подробнее.

Методы контроля можно условно разделить на специализированные, основные и дополнительные. В понятие специализированных методов входят обследование и ревизия.

К основным методам можно отнести наблюдение и проверку. К дополнительным же обычно относят различные запросы на получение информации и анализ полученных данных с использованием приемов аналитики.

Если выделять отдельные виды валютного контроля, то они делятся на:

  • предварительный (происходит до момента, пока операция будет совершена);
  • текущий (осуществляется непосредственно в процессе совершения операции);
  • последующий (производится после того, как операция с валютой будет совершена).

А также имеет место разделение на непосредственный и опосредованный контроль. В первом случае его осуществляют органы и агенты валютного контроля, во втором — Правительство РФ.

Органы валютного контроля

Органы валютного регулирования и валютного контроля осуществляют контроль на территории Российской Федерации. К этим органам относят прежде всего, ЦБ РФ и Правительство РФ.

К их функционалу относится:

  • издание нормативных актов, которые должны исполнять все стороны;
  • осуществление надзора за проведением валютных операций;
  • проведение проверочных мероприятий по операциям в валюте.

А также эти органы регулируют процесс учета и отчетности. Должностные лица компетентных органов обладают правом проверять документацию, приостанавливать действие лицензий на осуществление операций и так далее. Причем вся информация, полученная этими лицами, должна быть сохранена как коммерческая тайна.

Операции, подлежащие обязательному валютному контролю

Обязательному валютному контролю подлежат только 3 разновидности сделок:

1

Сделки, в которых участвуют внешние и внутренние ценные бумаги. Если у ценных бумаг номинал в долларах США или другой валюте, то сделки подлежат ВК.

2

Расчеты между резидентами и нерезидентами. Все стороны должны соблюдать законодательство, но в то же время, они имеют право на защиту своих прав.

3

Сделки с расчетами в валюте других стран. Если валюта является платежным средством по контракту с компанией, находящейся за рубежом, эта сделка подлежит ВК.

Отметим, что не все операции осуществляются под контролем. Какие операции не подлежат валютному контролю? ВК охватывает только те ситуации, когда товар пересекает границу нашей страны. Не контролируются те валютные операции, когда товар фактически в Россию не ввозится.

Также прочитайте: Консультация по валютному контролю: список банков, на какие вопросы ответят специалисты + отзывы

Агенты валютного контроля

В число агентов валютного контроля входят:

  • банковские организации, которые напрямую подчиняются ЦБ РФ;
  • структуры небанковского типа, в частности, ФНС;
  • государственная корпорация — Внешэкономбанк.

Данные агенты, осуществляя контроль, выполняют ряд функций:

  • оформляют один или несколько расчетных счетов участникам сделок;
  • проверяет все бумаги на соответствие действительности;
  • регистрируют всю информацию по сделке в соответствующих базах данных;
  • осуществляют открытие паспорта операции;
  • закрывают операцию;
  • создают отчет по проведенной сделке.

Этапы валютного контроля

Процедура валютного контроля состоит из нескольких этапов. Разберемся в них несколько подробнее.

На практике весь процесс происходит так:

  1. Собирается полный пакет документации, который подтверждает, что сделка правомерна. В зависимости от типа сделки пакет бумаг может отличаться.
  2. Агент валютного контроля проводит операцию. Для этого может потребоваться открыть доп. счет.
  3. Открывается паспорт сделки (если это нужно).
  4. Информацию вносят во все базы данных.
  5. Резервируются средства для исполнения сделки.
  6. После того как сделка будет исполнена, резерв возвращается.
  7. Осуществляется закрытие сделки и формирование отчетности по ней.

Проанализировав алгоритм, мы видим, что валютный контроль является составной частью в обычной сделке. Он будет произведен, если сделка входит в число тех, осуществление которых должно проходить под контролем государства.

Документы для валютного контроля

Уточним, что банковская организация может затребовать у вас только ту документацию, которая имеет непосредственное отношение к осуществляемой сделке.

Чаще всего это:

  • паспорта участников сделки;
  • документы, которые подтверждают гос. регистрацию;
  • различная таможенная документация (декларации и прочее);
  • паспорт сделки;
  • контракты, доверенности, счета-фактуры;
  • при необходимости — документация на недвижимость.

А также предоставляется документация, подтверждающая право сторон осуществлять подобные сделки. Не стоит забывать брать в финансовом учреждении бумаги, подтверждающие, что операция с валютой успешно проведена.

Также прочитайте: Валютный контроль и штрафы: чем грозит нарушение сроков сдачи документов и просрочка оплаты за товар.

(1

Источник: https://rko-bank.ru/vk/valyutnyj-kontrol.html

Правила валютного контроля в 2019 году для ООО

Валютный контроль – комплекс надзорных мероприятий, осуществляемых государственными органами и уполномоченными банками. Проверки проводятся в отношении операций ООО, ИП, рядовых граждан.

В 2019 году участники системы обязаны руководствоваться положениями закона № 173-ФЗ от 10.12.03, а также многочисленными инструкциями ЦБ РФ.

Система строится на тесном взаимодействии всех звеньев цепи и многостороннем информационном обмене.

Кем осуществляется валютный контроль в РФ

Структура валютного контроля в России

Базовая характеристика системы приводится в ст. 22 закона 173-ФЗ. Роль главного координатора парламентарии закрепили за Правительством РФ. Федеральные чиновники распределяют надзорные функции между государственными службами, утверждают регламенты, наделяют ведомства специфическими полномочиями. На этом уровне устанавливаются лимиты и нормативы (статья 6 закона 173-ФЗ).

Следующим звеном в иерархии является Центробанк России. Регулятор осуществляет валютный контроль в отношении кредитных и финансовых организаций. Для них он издает инструкции, вводит правила, стандарты. Курирует ЦБ РФ и профессиональных игроков рынка. К нарушителям применяются санкции вплоть до отзыва лицензии. Активно участвует регулятор и в информационном обмене.

Так, таможенные органы передают Банку России сведения о задекларированных товарах (правительственное постановление № 1459 от 28.12.12). Анализ сведений необходим для оценки достоверности отчетности, оценки ситуации в комплексе. Основные задачи ЦБ РФ заключаются в недопущении несанкционированного оттока капитала за рубеж и обеспечении экономической безопасности страны.

Особый статус имеют агенты валютного контроля. Этой категории посвящен п. 3 ст. 22 закона 173-ФЗ.

Агентами норма называет банки, обладающие универсальной лицензией, профессиональных игроков рынка ценных бумаг, а также государственную корпорацию «ВЭБ.РФ».

Их обязанностью является надзор за валютными операциями клиентов – резидентов и нерезидентов. С этой целью агенты формируют специальные структурные подразделения – службы, отделы, бюро.

Последним звеном валютного контроля следует считать государственные органы. Надзорными функциями Правительство России наделило сразу два ведомства:

  1. Налоговая служба РФ. Полномочия инспекций определены правительственным постановлением № 506 от 30.09.04. К компетенции органа относится контроль соблюдения валютного законодательства резидентами и нерезидентами в сделках на территории России. Ведомство вправе утверждать формы извещений об открытии счетов за рубежом, разрабатывать инструкции по их заполнению. Для реализации поставленных задач ФНС РФ проводит проверки, запрашивает у обслуживающих банков и участников валютных операций документы. В перечень могут входить контракты, таможенные декларации, выписки о движении валюты по счетам, справки и др. Служба наделена правом применения к нарушителям мер ответственности. Подробно компетенция описана на официальном портале. Перечень нормативных актов, на соответствие которым проводится оценка, закреплен распоряжением ФНС РФ № ММВ-7-2/278@.

Источник: https://newfranchise.ru/baza_znaniy/ooo/pravila-valyutnogo-kontrolya-dlya-ooo

Валютный контроль в РФ

  • Валютный контроль — это административный надзор со стороны государства за соблюдением правил и норм валютного законодательства.
  • Цель валютного контроля — это обеспечение соблюдения норм валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
  • Основными направлениями валютного контроля являются:
  • · Определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству.
  • · Проверка наличия необходимых лицензий и разрешений.
  • · Проверка обоснованности платежей в иностранной валюте.
  • · Проверка полноты и объективность учета и отчетности по валютным операциям.

Валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля в РФ являются

  • · Центральный банк РФ;
  • · Федеральный орган Исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).

Агентами валютного контроля являются:

  • · Уполномоченные банки, подотчетные ЦБР,
  • · Профессиональные участники рынка ценных бумаг,
  • · Таможенные органы;
  • · Налоговые органы.
Читайте также:  Как взять кредит на месяц

ЦБР осуществляет контроль за проведением валютных операций кредитными организациями (банками), а также валютными биржами. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами (не являющимися банками и валютными биржами) осуществляют Росфиннадзор и агенты валютного контроля.

  1. Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности Росфиннадзора и ЦБР в области валютного контроля.
  2. Уполномоченные банки как агенты валютного контроля имеют право передавать таможенным и налоговым органам информацию для целей валютного контроля.
  3. Органы и агенты валютного контроля имеют право:
  • · проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ;
  • · проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  • · запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций и открытием и ведением счетов.

Обязательный срок предоставления по запросам органов и агентов валютного контроля — минимум 7 дней (рабочих) со дня запроса.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие валютные операции, имеют право:

  • · знакомиться с актами проверок;
  • · обжаловать решения и действия органов и агентов валютного контроля.

Резиденты и нерезиденты обязаны:

  • · предоставлять органам и агентам валютного контроля запрашиваемые документы и информацию;
  • · вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым валютным операциям;
  • · выполнять предписания органов валютного контроля.

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Источник: https://studwood.ru/1357842/finansy/valyutnyy_kontrol

Валютный контроль в Российской Федерации

  • Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с Законом № 173-ФЗ и иными федеральными законами.
  • Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.
  • Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.
  • Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк РФ.
  • Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с ЦБ РФ. Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с ЦБ РФ.

  1. ЦБ РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством РФ.
  2. Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком РФ.
  3. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право:
  4. 1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  5. 2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

  • Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:
  • 1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  • 2) применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
  • Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:
  • 1) для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, – Правительством РФ;
  • 2) для представления уполномоченным банкам – Центральным банком РФ.
  • В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:
  • 1) документы, удостоверяющие личность физического лица;
  • 2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • 3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, – для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица – для резидентов;
  • 4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • 5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
  • 6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;
  • 7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ;
  • 8) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с Законом № 173-ФЗ;
  • 9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;
  • 10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;
  • 11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;
  • 12) паспорт сделки.
  • Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке.

Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц – нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке.

Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции, а также в открытии счета в случае непредставления лицом необходимых документов. Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

  1. Органы валютного контроля, налоговые органы, осуществляющие в соответствии с Законом № 173-ФЗ предварительную регистрацию, в пределах своей компетенции обязаны рассматривать заявления резидентов о предварительной регистрации, требуемой в соответствии с данным законом, и принимать решение о предварительной регистрации либо об отказе в предварительной регистрации.
  2. Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:
  3. 1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  4. 2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.
  5. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.
  6. Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством РФ иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:
  7. 1) в отношении юридического лица – наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;
  8. 2) в отношении физического лица – фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.
  9. Уполномоченные банки передают информацию в порядке, установленном Центральным банком РФ.
  10. Органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством РФ, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ.
  11. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, за неисполнение функций, установленных Законом № 173-ФЗ, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.
  12. Законом определены следующие права и обязанности резидентов и нерезидентов.
  13. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право:
  14. 1) знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;
  15. 2) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ;
  16. 3) на возмещение в установленном законодательством РФ порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.
  17. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:
  18. 1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 Закона № 173-ФЗ;
  19. 2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
  20. 3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
Читайте также:  Бесплатный телефон горячей линии скб-банка

Источник: https://investobserver.info/valyutnyj-kontrol-v-rossijskoj-federacii/

Валютный контроль в России

В соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль в России осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Важнейшей целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основными направлениями валютного контроля являются:

  • · определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
  • · проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;
  • · проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
  • · проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.
  • Наиболее актуальными задачами, стоящими перед валютным контролем, в настоящий момент являются:
  • · обеспечение соблюдения действующего валютного законодательства всеми резидентами РФ, а также нерезидентами, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории РФ, создание и поддержание эффективной системы контроля за соблюдением законодательства;
  • · защита внутреннего валютного рынка РФ, обеспечение стабильности национальной валюты как необходимого условия достижения и поддержания финансовой стабильности в экономике;
  • · пресечение нелегального вывоза капитала из РФ путем осуществления контроля за полнотой и своевременностью поступления в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров и обоснованностью платежей за импортируемые на территорию Российской Федерации товары (то есть при помощи экспортного и импортного валютного контроля).

Органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг, подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк РФ.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

  1. Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком РФ.
  2. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством имеют право:
  3. · проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;
  4. · проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  5. · запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;
  6. · выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;
  7. · применять установленные законодательством меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.
  8. В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, непосредственно относящиеся к проводимой валютной операции.
  9. Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции, а также в открытии счета в случае непредставления лицом необходимых или недостоверных документов.
  • Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:
  • · осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;
  • · представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства и актами органов валютного регулирования.
  • При проведении внешнеэкономических операций в России осуществляется экспортный и импортный валютный контроль.

Целью экспортного контроля является обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в Российскую Федерацию.

Действующий порядок экспортного контроля возлагает обязанность обеспечивать зачисление валютной выручки от экспорта товаров на счета, открытых на имя экспортеров в уполномоченных банках, при контроле со стороны обслуживающих их уполномоченных банков и таможенных органов.

Импортный контроль призван обеспечить соответствие сумм в иностранной валюте, уплаченных за импортные товары, стоимости фактически везенных на территорию РФ товаров.

Инструкциями Центрального банка РФ предусмотрен порядок таможенно-банковского оформления экспортных и импортных сделок на основе паспортов сделок, в которых содержатся основные сведения как об участниках внешнеэкономической операции, так и о самой сделке экспортеров (импортеров), иностранной стороны (при оформление сделок по импорту), уполномоченных банков, осуществляющих обслуживание внешнеэкономических сделок, отражаются сведения о сделках (форме и валюте расчетов, сроках поступления выручки за экспортируемые товары или оплаты импортируемых товаров, сведения о наличии лицензий Банка России на совершение операций, связанных с движением капитала).

Для осуществления экспортных и импортных сделок предусмотрены различные формы паспортов сделок.

Для осуществления контроля за экспортом и импортом товаров используются также учетные карточки, содержащие часть сведений из грузовой таможенной декларации, необходимых для осуществления банками валютного контроля.

Для учетных карточек по экспорту и импорту товаров, как и для паспортов сделок, предусмотрены различные формы. Для осуществления импортного валютного контроля используются, кроме того, карточки платежа, содержащие сведения о платежах за импортируемые товары.

Все указанные документы валютного контроля формируются банками в досье, открываемые по каждому паспорту сделки. Каждое поступление документов валютного контроля в уполномоченный банк и их отправка из банка регистрируется в специальном журнале.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s4814t2.html

Валютный контроль: полезная информация для участников ВЭД

Валютный контроль в РФ ведется государством в обязательном порядке. Этот процесс влияет на экономику, предназначен для обеспечения прозрачности валютного рынка, он же способен порождать теневой сегмент экономики вследствие ошибочных действий регулятора.

Валютный контроль — это комплекс мер, предпринимаемых государственными органами для соблюдения законодательства, которое регламентирует процесс обращения в стране валюты иностранных государств, расчетов по международным сделкам и иных операций.

Валютный контроль в банке для «чайников»

Работая на внутреннем рынке, достаточно создать конкурентоспособный продукт, найти покупателя, заключить договор и получить доход на банковский счет в рублях.

Государственный валютный контроль (ВК) в РФ осуществляется:

  • Правительством РФ;
  • органами ВК — Центробанком, Федеральными налоговой и таможенной службами;
  • агентами ВК — коммерческими банками, участниками рынка ценных бумаг.

Таким образом экспортеры, импортеры проходят как минимум двухэтапную проверку: со стороны таможни и обслуживающего банка. Схема взаимодействия с банком выглядит так:

  • участник ВЭД ставит на учет международный контракт (подробнее это разберем ниже);
  • банк регистрирует договор и присваивает ему уникальный номер, который в дальнейшем вы сообщаете таможенному органу при оформлении экспортной или импортной декларации на товар;
  • после исполнения обязательств контрактодержатель отчитывается банку о поступлениях или списаниях средств со счета — предоставляет справку утвержденной формы и сопровождающие документы;
  • по заявлению клиента контракт снимается с учета.

Осуществление валютного контроля в 2019 году происходит по новым правилам

Новая инструкция Банка России внесла существенные изменения в процедуру прохождения валютного контроля:

  • отменены паспорта сделок;
  • введен учет контрактов подразделением уполномоченной финансовой организации;
  • обновлены правила подачи и перечень необходимых документов, в обязанности банков включено оказание помощи клиентам в этом вопросе;
  • определены различия в пакете документов в зависимости от стоимости контракта;
  • исключена необходимость передачи в фин. организацию оригинала внешнеэкономического договора и предоставления справки о валютных операциях.

Процедура банковского валютного контроля зависит от стоимости контракта.

Для сделок с суммарной стоимостью по договору до 200 тыс. руб. применяется упрощенный вариант. Требование предоставлять документы по таким сделкам отсутствует. Указанная сумма — это стоимость контракта в целом, а не одного платежа по договору. Участник ВЭД вправе заключать на каждую сделку отдельный контракт до 200 000 руб., чтобы проходить упрощенную процедуру контроля.

Для договоров, стоимостью выше 200 тыс. руб. и ниже 3 млн руб. для импортных и 6 млн руб. для экспортных контрактов, действует стандартная процедура без постановки на учет.

Договоры, превышающие установленные лимиты, подлежат обязательной регистрации в уполномоченном финансовом учреждении с присвоением уникального номера контракта.

В течение 15 дней со дня зачисления валюты необходимо предоставить справку о подтверждающих документах (СПД).

Процесс регистрации в подразделении валютного контроля банка занимает 1 день, в то время как ранее оформление паспорта сделки длилось 3 рабочих дня.

СПД — единая форма учета по операциям, связанным с внешнеэкономической деятельностью резидентов. СПД представляет собой описание параметров сделки, подлежащей валютному контролю:

  • декларация на товары;
  • статистика;
  • акты приема и передачи;
  • информация по счетам, участвующим в сделке;
  • другие справки, оформленные в соответствии с международными правилами.

Документы для осуществления валютного контроля в банке

Перечень документации утвержден Законом №173-ФЗ с поправками:

  • удостоверение личности физлица, свидетельства, подтверждающие родство;
  • свидетельство о регистрации ИП, юрлица;
  • справки из налоговой: о постановке на учет, уведомление об открытии банковского счета;
  • правовая документация на недвижимость;
  • договоры, выписки из протоколов, акты о выполнении обязательств;
  • банковские выписки;
  • декларации;
  • другие справки, обеспечивающие систему доказательной базой.
Читайте также:  Как вывести деньги со стима на киви

Обновленное законодательство в отношении валютного контроля облегчает подтверждение легальности сделки, ускоряет проведение расчетов. Например, если ранее при обнаружении ошибки в поданных документах банк возвращал собранный пакет без комментариев, то теперь обязан указать на недочеты и помочь их устранить.

Массовые ошибки, которые чаще всего выявляет служба валютного контроля банкаСоответствие поданной отчетной документации действующему законодательству ускоряет проведение валютных платежей. Опечатки, орфографические несоответствия правилам русского языка, которые не искажают смысла написанного, не дают основания для отказа в приеме подтверждающих документов.

Типичные ошибки :

  • товар или услуга не описаны или описаны некорректно;
  • отсутствует сумма или валюта контракта;
  • не указаны даты выполнения обязательств контрагентами;
  • реквизиты сторон не прописаны или прописаны не в полном объеме.

Штрафные санкции предусмотрены за нарушения норм валютного контроля:

  • проведение незаконной операции в инвалюте;
  • несвоевременное поступление денег на банковский счет;
  • нарушение срока возврата аванса, уплаченного за непредоставленные товары или услуги.

Как упростить валютный контроль

Стоит отметить положительную динамику в законодательстве по упрощению процедуры  валютного контроля банком при экспортно-импортных операциях участниками ВЭД. Компании получили экономию времени. Для сокращения финансовых издержек, нивелирования рисков штрафных санкций необходимо определиться с обслуживающей кредитной организацией.

Рассмотрите коммерческие предложения по открытию и ведению валютных счетов ведущими банками, выберите подходящий вариант тарифов Подобрать банк

Учитывайте условия приема банком документации клиента. Работает ли банк со скан-копиями или требует передачи оригиналов на бумажном носителе. Электронный документооборот — комфортный, менее затратный для клиента.

Обратите внимание на финансовое учреждение, где за клиентом закрепляется консультант по валютным операциям, оказывается помощь в заполнении документов.

Все о валютном контроле простым языком рассказывают специалисты Тинькофф. Банк демонстрирует лояльное отношение к клиентам со счетами в инвалюте, идет в ногу со временем — предлагает электронный документооборот, обеспечивает экономию времени и денег на поездки. Сотрудники оказывают помощь в заполнении установленных форм, писем и справок.

открыть счёт в Тинькофф Банке

Источник: https://tvoedelo.online/valyutnyy-kontrol/osuschestvlenie-valyutnogo-kontrolya

Валютный контроль. Закон, документы и регулирование в 2019 году

Международные торговые сделки связаны с рядом финансовых рисков. Для соблюдения согласованности сделок с национальными интересами страны предусмотрено применение специальных защитных инструментов, одними из которых служит проведение валютного контроля.

Понятие и нормативная основа процедуры

Валютный контроль предусматривает отслеживание структурами государства и их агентами соблюдения законодательных норм РФ при операциях с денежными единицами разных стран.

Целью выполняемых процедур является обеспечение на международном рынке интересов национальной экономики, включая не только поддержку предприятий с государственным участием, но и частного бизнеса, сотрудничающих с представителями различных стран. Следует учитывать, что каждое государство стремится защитить собственные интересы, а сделки, заключаемые в разных денежных единицах, несут определенные риски.

Многие компании, осуществляющие деятельность в нескольких странах одновременно, предлагают организациям услуги по поддержке бизнеса. К примеру, банки оказывают консультации по проведению внешнеэкономических сделок, предлагают помощь при составлении документов, приобретении валюты определенной страны.

Нормативной и законодательной основой, регулирующей исполнение контрольных функций, служат:

  • ФЗ №173 (10.12.2003), определяющий условия регулирования и контроля действий, связанных с валютными ресурсами.
  • Инструкция ЦБ РФ №117 (15.06.2004), определяющая содержание и порядок передачи в банки информации по проверяемым операциям.
  • Положение ЦБ РФ №258 (01.06.2004), касающееся документов, обязательных к передаче по сделкам с нерезидентами, а также для ведения контроля со стороны уполномоченных банковских структур.

Организация контроля валютных договоров

В число основных органов в РФ, ответственных за исполнение законодательных норм, входят Правительство, ЦБ, а также федеральные органы власти.

Отнесены к агентам по контролю структуры, участвующие в деятельности по ценным бумагам, регистраторы реестров, уполномоченные банки. В своей деятельности агенты подотчетны ЦБ и федеральным органам власти.

Правительством обеспечивается согласование работы и взаимодействие агентов и органов контроля в ходе исполнения полномочий, их подотчетность ЦБ РФ.

В рамках полученных полномочий контролирующие структуры (агенты, органы власти) осуществляют изучение соглашений, соблюдения компаниями и гражданами законодательно определенного порядка перемещения валюты сквозь таможенные рубежи страны.

Важно! Налоговая служба и таможенная структура с 2017 года освобождены от осуществления агентской деятельности, поскольку теперь решением Правительства РФ они отнесены к органам контроля. Надзорные полномочия за ведением операций с валютой ЦБ распространил на некредитные организации, включив их в подотчетные структуры и тем расширив сферу своего влияния.

Обязанности и права участников при проведении операций

Резиденты и нерезиденты, работающие в РФ по валютным соглашениям, обязаны передавать соответствующие сведения о сделках в уполномоченные структуры.

Участники соглашений должны соблюдать установленные правила по учету и составлению отчетов по операциям, а также гарантировать их сохранение на период не меньше 36 месяцев от даты совершения. При выявлении у организаций и физических лиц нарушений законодательства последние обязаны полностью исполнить полученное предписание органов контроля о нарушении.

Лица, выполняющие операции с валютой в РФ, могут получать акты по результатам проведенных проверок (для ознакомления), а также обжаловать решения или действия проверяющих структур в порядке, определенном законодательством РФ.

Важно! В случае неправомерности действий представителей контролирующих органов проверяемые лица имеют право согласно ФЗ обратиться за возмещением ущерба, причиненного указанными действиями.

Документы для валютного контроля

Банки — это контролирующие агенты, а потому они выполняют проверку и наблюдение за всеми валютными договоренностями. К таковым отнесены сделки неторгового характера, внешнеторговые и кредитные соглашения.

Клиент должен передать подготовленные им самостоятельно или с помощью сотрудников банка документы:

  1. Паспорт сделки (ПС), в который занесены сведения по контрактам между нерезидентами и резидентами, необходимые для составления отчетности и ведения учета (ФЗ № 173, инструкция ЦБ № 138, 04.06.2012). Данные учитываются по оригиналам договоров, хранящихся у задействованного в сделке лица. Информация должна передаваться в банк не позже исполнения контрактных обязательств или проведения первой сделки (в валюте).
  2. Справку:
    • о приходе валюты РФ (СПВ), которая формируется при перечислении рублей РФ по договору с нерезидентом;
    • о валютных операциях (СВО), свидетельствующую о движении средств (валютных) и передаваемую в банк вместе с подтверждением (по закупу, переводу или продаже валюты);
    • о подтверждающих документах (СПД) вместе с подтверждениями завоза/вывоза продукции из РФ, выполнения договоренностей по контракту.

Агенты при проверке процедур открытия или ведения счетов, проведения иных операций вправе запросить документы:

  • свидетельствующие о регистрации предпринимателя (индивидуального);
  • подтверждающие постановку на налоговый учет, статус компании;
  • подтверждающие право собственности/владения/распоряжения на имущество (недвижимое);
  • сформированные в стране проживания (регистрации) нерезидента и удостоверяющие его полномочия по открытию счетов (при необходимости), ведению операций в валюте;
  • служащие основанием для договоренностей соглашения или контракты;
  • подтверждающие передачу товаров, информации или исполнение работ;
  • оформляемые кредитными структурами в подтверждение исполнения валютных операций;
  • таможенные документы касательно ввоза в страну рублей Российской Федерации, валюты других государств и ценных бумаг.

Важно! Все сведения, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой валютной операции, должны быть непросроченными на момент передачи в банк. Сведения передаются в оригиналах или в виде копий, имеющих нотариальное оформление и переведенных на русский язык (при необходимости).

Сроки передачи документов в банк

При открытии паспорта сделки в банке данные передаются не позже дня оформления справок или даты сдачи таможенной декларации.

Для переоформления ПС выделяется 15 дней от даты составления договоров, согласно которым изменяются сведения в ПС, или после завершения договора, в тексте которого присутствует пункт о его автоматической пролонгации. При замене сведений о резиденте или внесении корректировок в ЕГРЮЛ срок для переоформления продлевается до 30 рабочих дней.

  • При поступлении валюты другого государства или рублей РФ, перечисленных нерезидентом, справку СВО следует предоставить до истечения 15 дней (рабочих) после прихода денег на расчетный счет (с оформлением ПС) или на валютный счет (транзитный).
  • В банк при таможенном оформлении СПД передается не позже 15 дней после месяца, когда была сделана таможенная отметка, подтверждающая выпуск товара, или подготовлены документы об исполнении договорных требований.
  • Корректирование СВО, СПД производится в срок до 15 дней после составления документов, подтверждающих обновления.

Важно! Для проведения контроля документы рекомендуется передавать в банк с запасом времени (не меньше 3 дней), чтобы успеть устранить замечания и недочеты, если они будут выявлены.

Ответственность при несоблюдении валютного законодательства

Ответственность административного плана (ст. 15 КоАП РФ) устанавливается, если:

  • соглашения в денежных единицах иных государств исполнены без привлечения уполномоченных банков;
  • резидент не направил или нарушил срок, отведенный для отправки данных об открытии в ином государстве банковского счета;
  • нарушен срок для получения денег за товары, направленные в адрес иностранцев, на банковский счет;
  • в РФ не возвращены деньги, направленные за товары нерезидентам, которые при этом не были перемещены на территорию РФ;
  • не соблюден порядок отчетности по сделкам.

За перечисленные нарушения назначается штрафная выплата в размере, зависящем от вида и тяжести проступка. К примеру, некорректное составление документации по внешнеторговым сделкам влечет штрафные санкции для предприятия (40000 руб.-50000 руб.) и его руководителя (4000 руб.-5000 руб.) (ст. 15 КоАП РФ).

Некоторые нарушения законодательных норм предусматривают меры в виде уголовной ответственности по ст. 193 УК РФ.

Незачисление валюты в банк и иные нарушения в крупном размере (от 9 млн.руб.) предусматривает ответственность в виде:

  • штрафа;
  • работ принудительного характера;
  • лишения свободы.

Важно! По письму МФ РФ № 15-05-29/455 (09.04.2004) предприятие, допустившее несколько административных правонарушений в течение одного рабочего дня, может быть наказано лишь один раз (по одному правонарушению). На практике указанное положение может быть использовано для уменьшения суммы штрафов.

Источник: https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/valyutnyj-kontrol/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector