Долг белоруссии перед россией на сегодня

Долг Белоруссии перед Россией на сегодня

Внешний долг государства — это абсолютно все обязательства ее субъектов перед зарубежными кредиторами. Как формировался внешний долг Беларуси?

Формирование внешнего госдолга страны началось после распада СССР. Республика Беларусь в отличие от России не перебрала на себя долговые обязательства СССР, поэтому долговая нагрузка на экономику государства в течении 1996-2006 годов была весьма низкой и составлял менее 10% от ВВП.

В первой половине 1990-х государство практически совсем не брало кредиты у РФ и Европы. А в 1996 году президент России и вовсе списал даже те небольшие задолженности, которые были у страны.

Как правильно? Белоруссия — название на русском языке. Беларусь — название страны на белорусском языке. Официальное название — Республика Беларусь (белор. Рэспубліка Беларусь).

Благодаря льготным ценам на энергоносители, предоставляемые от Российской Федерации, и быстро растущий рынок, у экономики Белоруссии появилась возможность в 2000-е годы развиваться без займов. По данным Министерства Финансов Беларуси на начало 2007 года внешний долг равнялся 6,5%.

Интересно: Что такое внешний долг страны и как он оценивается?

После пересмотра Россией цен на энергоресурсы, Беларусь была вынуждена прибегнуть к займам.

В период с 2007 по 2011 годы долговая нагрузка на бюджет государства выросла существенно, что привело к росту внешнего долга. На начало 2012 года по отношению к ВВП внешний долг был равен 27%. За этот период задолженность выросла в 20 раз: с 600 миллионов долларов в 2007-м до свыше 12 миллиардов долларов в 2012 году.

  • Валовый внешний долг Беларуси (поквартальная динамика)
  • Долг Белоруссии перед Россией на сегодня
  • Однако, уже начиная с 2013-го скорость накопления долгов снизилась, а платежи по обязательствам ежегодно стали составлять 3 миллиарда долларов.

В 2015-2016 годы существенно возрос госдолг. Причиной этого стала девальвация национальной валюты. По данным Минфина внешний долг Беларуси на начало 2015 составлял 22,3% от ВВП, на начало 2016 – 31,5%, а в начале 2017 года валовый внешний долг РБ приблизился к 40 %.

Изменения внешнего долго РБ в 2017 году (на 1 октября)

Долг Белоруссии перед Россией на сегодня

В 2018 году внешний государственный долг РБ продолжает расти и превысил отметку в 40%. Правительством определен критический максиму, который не должен превышать внутренний и внешний государственный долг – его размер 45% от ВВП.

Какие шаги предпринимает Республика Беларусь для снижения внешнего долга?

Увеличение кредиторской нагрузки влияет на бюджет не лучшим образом. В 2018 году на оплату процентов по займам уйдет свыше 1 миллиарда и еще 3 миллиарда долларов на погашение кредитов. Правительство выработало шаги по перекрытию кредиторских задолженностей. В период с 2019 по 2025 год намечено возмещение основной части займов.

Затраты на возврат займов закладываются в бюджете страны, также предусмотрено рефинансирование за счет новых займов.

Какой внешний долг Белоруссии и кому должна страна?

Внешний долг Беларуси на сегодняшний день достиг 16,6 миллиардов долларов.

Основными кредиторами являются:

  • Россия;
  • Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР);
  • Китай;
  • Держатели белорусских еврооблигаций;
  • Всемирный банк.

Самые крупные займы государства РБ:

  1. 80 0000 000 $ – ЕФСР;
  2. 55 2000 000 $ – займы у правительства и банков России (см. внешний долг России);
  3. 446 000 000 $ – банки Китая.
  4. 93 500 000 $ – задолженность перед западными партнерами;
  5. 95 000 000 $ – Всемирному банку.

Беларусь практически не берет кредиты в ЕС и США. У Международного валютного фонда, предоставляющего займы на выгодных условиях, Беларусь кредитов не берет.

Как будет погашаться внешний долг РБ в 2018 году?

На погашение госдолга в 2018 будет правленое 2,5 млрд. белорусских рублей. Расходы на погашения внешнего долга Республики Беларусь в 2018 году составят 5,4 млрд. рублей. Соответственно, будет погашена сумма в размере 8 млрд. белорусских рублей. С 2018 начинается динамика активного снижения госдолга страны.

Расходы Беларуси по внешнему государственному долгу в 2018 году (миллионов долларов США)

Долг Белоруссии перед Россией на сегодня

Интересно: 1 белорусский рубль = 31,49 российских рублей (белор. рубель; код ISO — BYN, до 1 января 2000 года — BYB, с 1 января 2000 года до 1 июля 2016 года — BYR).

Расходы по выплатам на внешний долг Беларуси за 2018 год:

  • 1 007 500 000 $ – Россия;
  • 938 600 000$ – владельцам национальных облигаций;
  • 563 400 000 $ – платежи Китаю;
  • 475 700 000$ – оплата Евразийскому фонду стабилизации и развития;
  • 95 300 000 $ – выплаты Всемирному банку;
  • 4 300 000$ – оплата США;
  • 2 700 000 $ – выплаты СВИ;
  • 2 400 000$ – оплата Европейский банк реконструкции и развития.

Минфин руководствуется правилом, которое заключается в том, что 75 % от суммы задолженности рефинансируется, а 25% буде выплачиваться за счет не долговых источников.

Интересные факты

  1. Внешний госдолг Республики Беларусь за 20 лет увеличился практически в 20 раз с 946 миллионов до 16,6 миллиарда $.
  2. Беларусь занимает 77 место в рейтинге стран по размеру внешнего госдолга.
  3. По данным на 2018 год внешний долг на душу каждого белоруса составляет свыше 4 тысяч $.

Источник: https://promdevelop.ru/vneshnij-dolg-belarusi-formirovanie-gosdolga-skolko-dolzhna-strana-komu-na-2018/

Белоруссия, Украина и Венесуэла оказались крупнейшими должниками России :: Экономика :: РБК

Программа государственных кредитов, предоставляемых Москвой другим странам, засекречена, однако РБК обнаружил по меньшей мере 17 государств, которые суммарно должны России около $27 млрд

Долг Белоруссии перед Россией на сегодня

Владимир Путин (Фото: Сергей Карпухин / Reuters)

Российское правительство традиционно держит в секрете финансовые и экспортные кредиты, выдаваемые другим государствам. Информация становится публичной, только если Россия подписывает межправительственные соглашения, которые затем ратифицируются Госдумой, если о таких займах рассказывают официальные лица или же информация раскрывается по линии государства-заемщика.

Непрозрачность программы госкредитов объясняется тем, что, во-первых, большинство таких займов носят не чисто коммерческий, а политический характер, во-вторых, многие займы предоставляются в рамках военно-технического сотрудничества, которое по большей части засекречено. Москва, например, кредитовала Армению, Венесуэлу, Индию, Индонезию именно в целях закупок российских вооружений.

РБК решил собрать всю имеющуюся информацию о долгах других стран перед Россией. Общую задолженность по российским госкредитам Минфин оценивал на 1 мая 2019 года в $39,4 млрд, из которых $15,8 млрд должны страны СНГ.

Общие цифры раскрывались в июньском проспекте суверенных еврооблигаций России (.pdf).

Более $5 млрд из общей задолженности — это реструктурированные долги стран перед бывшим СССР (Вьетнам, Индия, Ирак, Йемен, Куба), показал анализ РБК.

Белоруссия: долг без рефинансирования

  • Крупнейшим должником России является Белоруссия — $7,55 млрд на 1 июня 2019 года (цифру предоставил РБК белорусский Минфин).
  • Задолженность Минска почти не изменилась по сравнению с концом 2018 года, когда она составляла $7,52 млрд, по данным Банка России.

С 2012 года долг Белоруссии перед Россией вырос в два раза.

Но летом 2019 года Москва впервые за последние годы отказалась рефинансировать текущую часть белорусского долга (первый вице-премьер Антон Силуанов в июне говорил, что Москва ждет от Минска шагов навстречу экономической интеграции), и Белоруссия попросила кредит у Китая, а также провела размещение облигаций в российских рублях на российском рынке. Китай — второй крупнейший кредитор Белоруссии после России.

Отказ России предоставлять Белоруссии кредит на рефинансирование долга — одна из составляющих системного экономического давления, которое Россия начала оказывать на Белоруссию, считает старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.

В целом можно говорить о «похолодании в отношениях» двух стран, указывает он.

Направлений экономического давления на Белоруссию много: помимо замороженного кредита это нефтяной маневр, вопрос о цене на газ с 2020 года, нетарифные торговые ограничения, а также трения по вопросу стоимости белорусской АЭС, которую должен строить «Росатом», добавляет Крук.

Отношения с Украиной разорваны, а кредиты остались

  • На втором месте по задолженности перед Россией находится Украина — около $3,7 млрд в сумме.
  • Киев, с точки зрения Москвы, по-прежнему должен $3,075 млрд по еврооблигациям, которые Фонд национального благосостояния (ФНБ) приобрел в декабре 2013 года.

В декабре 2015 года новые власти Украины объявили по этим бумагам дефолт, не выплатив тело долга и финальный купон. Россия подала на Украину в английский суд (облигации регулировались британским правом), и стороны судятся до сих пор.

Украина этот долг перед Россией не признает, считая, во-первых, что это были коммерческие бумаги, а не межгосударственный кредит, а, во-вторых, пытаясь доказать, что Россия силой принудила выпустить эти бонды.

Но Минфин России считает, что это был двусторонний межправительственный заем, и по-прежнему учитывает его на балансе ФНБ.

  • Украина, со своей стороны, учитывает только долг перед Россией на $0,61 млрд, образовавшийся еще в начале 1990-х годов за поставки российского газа.

В 1997 году стороны договорились в рамках раздела Черноморского флота, что этот долг будет погашаться в безденежной форме путем ежегодного зачета $97,8 млн за аренду Россией базы Черноморского флота в Крыму.

Последний взаимозачет состоялся в марте 2014 года, долг был заморожен на отметке $606 млн, следует из данных украинского Минфина, но непонятно, произошло это до или после присоединения Крыма к России.

«На сегодня нет инструмента обслуживания и погашения этого долга, поскольку Россия в одностороннем порядке остановила, денонсировала эти соглашения [по Черноморскому флоту]», — говорила в 2016 году бывшая директор департамента долговой политики Минфина Украины Галина Пахачук.

Долг Белоруссии перед Россией на сегодня

Государственные кредиты делятся на финансовые и экспортные. Первые не подразумевают никаких специальных условий — кредит может использоваться по усмотрению заемщика (такова, например, часть кредитов Белоруссии, кредит Кипру).

В последние годы Россия стремится выдавать больше экспортных займов — тех, которые финансируют поставки российских товаров или услуг в страну заемщика.

И, возможно, будет выдавать их еще больше — в июле 2019 года правительство внесло в Госдуму законопроект о будущем использовании сверхдоходов ФНБ (после достижения ликвидной частью фонда отметки в 7% ВВП) для предоставления государственных экспортных кредитов.

  • Венесуэла — основной должник России за пределами постсоветского пространства, если ориентироваться на открытые данные. По официальным данным Минфина России, основной долг Венесуэлы составляет $3,15 млрд и должен быть погашен в 2027 году. А восходит он к кредиту 2011 года, который предназначался для финансирования поставок в Венесуэлу российских вооружений.
  • Президент России Владимир Путин в июне заявил, что задолженность Каракаса перед Москвой достигает $3,5 млрд. Не ясно, в чем причина расхождения в данных Минфина и Кремля, но если исходить из слов Путина, у Венесуэлы может быть и другая задолженность перед Россией помимо оружейного кредита 2011 года.
  • В конце сентября Венесуэла должна перевести России очередной процентный платеж по кредиту; сумма платежа, по данным Силуанова, составляет $200 млн. После введения санкций США против венесуэльского правительства у России, скорее всего, возникнут проблемы с получением денег от Каракаса в долларах, писал РБК.
Читайте также:  Ипотека ак барс: условия

Когда речь идет о странах-союзниках, любое кредитование потенциально убыточно (займы часто выдаются под льготную ставку, задолженность может реструктурироваться с потерями для кредитора), комментирует юрист-международник, доцент РАНХиГС Кира Сазонова. «Кредит, выдаваемый государству, основан в значительной степени не на экономических резонах и финансовой выгоде, а на политических основаниях», — отмечает она. Венесуэльский кредит реструктурировался трижды, последний раз — в ноябре 2017 года.

  • Около $3 млрд России должна Куба, но точных данных по кубинской задолженности нет (Министерство финансов республики не ответило на запрос РБК).
  • Ориентировочная сумма долга рассчитана следующим образом. Остаток задолженности, урегулированной в 2014 году (тогда Москва списала 90% кубинского долга, оставив $3,52 млрд). Они погашаются равными полугодовыми платежами, так что к настоящему времени осталась ровно половина долга — $1,76 млрд.
  • С 2015 года Москва предоставила Гаване еще две кредитные линии на общую сумму $1,44 млрд на финансирование местных отраслевых проектов, хотя сумма использованных Кубой средств неизвестна.

Отдельно стоят экспортные госкредиты, выдаваемые Россией на постройку зарубежных атомных электростанций (АЭС). РБК удалось идентифицировать двух суверенных заемщиков, которые берут деньги на строительство АЭС «Росатомом», — это Бангладеш и Венгрия.

  • АЭС в Бангладеш строится с 2017 года, в 2016 году Россия согласилась выделить кредитную линию для постройки этого объекта на сумму до $11,38 млрд.
  • При этом, по данным Министерства финансов Бангладеш, Москва дает деньги с 2014 года: за пять лет по февраль 2019 года сумма финансовой помощи составила почти $2 млрд. Российские кредиты на строительство АЭС будут погашаться в течение 20 лет с 2027 года.
  • Хуже обстоят дела с финансированием сооружения третьей очереди венгерской АЭС «Пакш». Госкредит в объеме до €10 млрд ($11,1 млрд) был одобрен еще в 2014 году.
  • Однако данные Управления государственного долга Венгрии (AKK) показывают, что к середине 2019 года реально выделено лишь $28 млн — 0,25% от общего объема кредитной линии.

«Отрицать не стану — мы уже отстаем от графика. Но отставать от графика — не означает отказываться от работы совсем. Это означает лишь то, что электростанция будет введена в строй позднее, чем планировалось. Задержки вызваны в основном затянувшимися формальными процедурами ЕС, которые заняли гораздо больше времени, чем следовало бы», — признавал в марте глава МИД Венгрии Петер Сиярто.

Крупные инфраструктурные проекты типа АЭС обычно строятся в течение значительного времени, сроки могут составлять и семь, и десять лет, поэтому еще рано судить об этом, говорит Кира Сазонова. Кроме того, в тех же европейских странах популярность атомной энергетики в последние годы снижается, что приводит к фактической заморозке многих атомных проектов, добавляет она.

«Мы, конечно, не знаем всех причин, ставших «тормозом» по постройке АЭС, но для Венгрии, вероятно, можно назвать пакет антироссийских санкций со стороны ЕС, которые недавно были вновь пролонгированы», — указывает профессор экономического факультета МГУ Наталья Щеголева.

«Росатом» помимо Венгрии и Бангладеш строит или собирается строить атомные электростанции в Белоруссии, Индии, Турции, Египте.

Соглашение о предоставлении Минску госкредита до $10 млрд было подписано еще в 2011 году, но сколько денег по нему выбрала белорусская сторона, неизвестно (они входят в общую сумму двусторонней задолженности Белоруссии перед Россией на $7,55 млрд).

В прошлом году президент Владимир Путин сообщал о планах выделить Египту госкредит на $25 млрд для строительства АЭС, но в египетской госстатистике о внешнем долге следов этих денег пока нет.

Часть индийских долгов, возможно, скрыта

  • Что касается Индии, то Минфин этой страны раскрывает задолженность перед Россией в эквиваленте около $1,1 млрд на конец 2018 года. Эта задолженность номинирована в индийских рупиях и относится к кредитам бывшего Советского Союза, а погашает ее Индия экспортом в Россию товаров. Кредиты брались Индией на закупку советских вооружений.
  • В апреле 2018 года Государственный банк Индии прекратил платежи за поставки российских вооружений, после того как США ввели санкции против «Рособоронэкспорта», сообщали индийские СМИ. Вопрос не был урегулирован более года, однако в итоге стороны нашли альтернативу долларовым платежам. Неизвестно, осталась ли у Индии просроченная задолженность по закупкам российского оружия, но в любом случае возможный долг образовался не перед Российской Федерацией, а перед «Рособоронэкспортом».

Индийское издание Indian Express сообщало в феврале, что в соответствии с кредитными договоренностями правительств России и Индии, как только российская сторона отправляет оборудование для АЭС «Куданкулам», она выплачивает деньги поставщикам и ждет возмещения от индийских властей. Правительство Индии, в свою очередь, переводит этот долг на Индийскую корпорацию по атомной энергии (NPCIL), предоставляя ей бюджетные субсидии на выплату. Однако правительство сократило бюджетную поддержку NPCIL, в результате чего у нее пошли задержки с платежами в адрес России. По данным Indian Express, на конец марта 2018 года обязательства NPCIL по «российскому кредиту» составляли 39 млрд рупий — около $600 млн. Таким образом, вероятно, Индия должна России еще больше с учетом задолженности NPCIL, которая не раскрывается в официальных документах.

Заемщиков, которые должны России около $13 млрд, идентифицировать не удалось.

Среди таких должников могут быть Китай и Марокко (которые не раскрывают своих двусторонних кредиторов), следовало из отчета Счетной палаты об исполнении бюджета 2015 года — последний раз, когда аудиторы подробно расписывали должников России. Также это могут быть иностранные госпредприятия, чьи долги не отражаются в статистике правительств.

Из национальных министерств финансов, куда направил запросы РБК, ответили только Минфин Белоруссии и Минфин Сербии. В последнем сообщили, что задолженность перед Россией составляет $647 млн. Пресс-служба Минфина Россиина запрос не ответила.

В составе государственных кредитов России РБК не учитывал гособлигации зарубежных стран (Франции, Германии, США, Японии, Великобритании и др.), которыми владеет ЦБ России от имени Минфина в рамках управления валютными резервами.

На 1 августа 2019 года ликвидная часть Фонда национального благосостояния составляла $98,5 млрд — это часть международных резервов России, которую контролирует Минфин.

Как показывают данные ЦБ на конец 2018 года, 40% резервов ($191 млрд) были размещены в облигациях иностранных эмитентов (преимущественно госбумагах), но сказать, сколько точно приходится на долю Минфина, невозможно.

Иван Ткачёв

При участии: Дамир Янаев, Евгений Тарасенко, Анастасия Антипова, Юлия Сапронова, Ксения Назарова

Источник: https://www.rbc.ru/economics/19/08/2019/5d48bb559a7947e2278c1fa5

Белоруссия снова займет у России. Сколько Минск уже должен Москве и когда вернет деньги?

Долг Белоруссии перед Россией на сегодня

Что произошло?

Министр финансов Антон Силуанов сообщил, что президент Владимир Путин решил одолжить Белоруссии 600 млн долларов. По словам российского министра, эти деньги пойдут на рефинансирование основного долга Минска перед Москвой.

По словам Силуанова, также до конца апреля Белоруссия может получить еще 200 млн долларов от Евразийского фонда стабилизации и развития.

Фонд занимается оказанием финансовой поддержки странам-участницам (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан). Все они делают взносы в Фонд (взнос России самый большой — 7,5 млрд долларов), а потом могут получить из общих денег кредит.

Сколько Россия одалживает Белоруссии?

Россия финансово поддерживает Белоруссию от своего лица и от лица Евразийского фонда стабилизации и развития, ратуя за выдачу Минску кредитов на определенных условиях.

Кремль выделил Белоруссии:

  • По подсчетам Международного валютного фонда с 2005 по 2015 годы Россия вложила в поддержку белорусской экономики 106 млрд долларов. В разные годы объем «общей чистой поддержки» из Москвы составлял от 11 до 27% белорусского ВВП.
  • С 2011 по 2015 год Россия беспошлинно поставляла нефть Белоруссии в больших объемах. В правительстве подсчитали, что российский бюджет из-за помощи союзному государству недополучил за это время 22,3 млрд долларов.
  • Субсидии Белоруссии по газу в 2001–2016 годах составили 49,4 млрд долларов. В 2016 году Белоруссия получила более 491 млн долларов прямых инвестиций.
  • В 2017 году был получен кредит в 700 млн долларов.
  • Общий объем долга Белоруссии перед Россией на 2019 год превышает 6,5 млрд долларов.

Евразийский фонд стабилизации и развития выделил Белоруссии:

  • 800 млн долларов в 2016 году.
  • 800 млн долларов в 2017 году.
  • 200 млн долларов в 2018 году.
  • Еще 200 млн долларов будет выделено, по обещанию Силуанова, в 2019 году.

Белоруссия отдает долги?

Деньги, получаемые Белоруссией от России и Евразийского фонда стабилизации и развития — кредитные. Ежегодно Минск должен регулярно возвращать им определенные суммы — процент от долга.

В 2017 году президент Александр Лукашенко заявлял, что Белоруссия «ни перед кем никогда не стояла на коленях». По его словам, когда Москва дает кредит Минску, то белорусы платят 4,5 — 6% годовых, причем исправно обслуживают свои долги.

И все же с выплатой долгов в полном объеме Белоруссия, видимо, не справляется. Именно поэтому получаемые в последние годы кредиты от России направляются на рефинансирование (частичное покрытие старых долгов). Это 700 млн долларов, полученных в 2017 году и 600 млн долларов, которые будут получены в 2019 -м.

В 2019 году Белоруссия должна выплатить разным кредиторам (в том числе и России) 3,6 млрд долларов. Минск планирует рефинансировать 1,3 млрд долларов от этой суммы, а оставшуюся часть погасить за счет внутренних источников.

Фото на превью: cloudfront.net

Читайте нас также:

  • Telegram: @gosrf_ru

Источник: https://www.gosrf.ru/news/40440/

Украина оказалась на втором месте после Белоруссии по долгам перед Россией

Долг Белоруссии перед Россией на сегодня

Крупнейшим должником России является Белоруссия — $7,55 млрд. на 1 июня 2019 года. Эту информацию порталу сообщил белорусский Минфин. Второе место по объему задолженности перед Россией занимает Украина — около $3,7 млрд. Сюда входит долг в $3,075 млрд по еврооблигациям, которые Фонд национального благосостояния приобрел в декабре 2013 года.

В конце 2015 года Украина объявила по этим бумагам дефолт, не выплатив тело долга и финальный купон, после чего Россия подала на Украину в английский суд. Власти Украины этот долг перед Россией не признают и учитывают только долг в $0,61 млрд. долларов, образовавшийся еще в начале 1990-х годов.

Венесуэла — крупнейший должник России за пределами постсоветского пространства. По официальным данным Минфина России, основной долг Венесуэлы составляет $3,15 млрд. и должен быть погашен в 2027 году.

  • Напомним, 25 июля сообщалось, что государственный долг Украины превысил $80 млрд.
  • Ранее МВФ предрек Украине потерю 30% рабочей силы и посоветовал нанимать на работу стариков.
  • Напомним, что 29 мая президент Украины Зеленский договорился с МВФ о продолжении долговых программ.
  • Добавим, что в декабре немецкое издание Sueddeutsche Zeitung опубликовало материал, в котором утверждается, что Вашингтон и Брюссель поддерживают коррупцию на Украине через МВФ.
  • В январе оппозиционный украинский политик Бойко заявил, что сегодня каждый гражданин Украины должен МВФ $2 тыс.
  • В начале декабря глава консультативной миссии Европейского Союза на Украине Кястутис Ланчинскас заявил, что Украина теряет в год $2 млрд из-за коррупции.
  • В ноябре постоянный представитель МВФ на Украине Йоста Люнгман заявил, что из-за высокого уровня коррупции на Украине рост валового внутреннего продукта (ВВП) замедляется почти на 2% в год.
  • Ранее Люнгман заявил, что реализация реформ и сбалансированная макроэкономическая политика приведут Украину к экономическому успеху.
Читайте также:  Кредит для ооо без залога и поручителей

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), С14 (Січ), ВО «Свобода».

Добавьте ИА «Новороссия» в предпочтительные источники в Яндекс Новостях, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.

Подпишитесь на наш канал в Telegram и получайте новости оперативно!

Поделитесь ссылкой в соцсетях:

В комментариях запрещены нецензурная брань во всех видах (включая замену букв символами или на прикрепленных к комментариям изображениях), высказывания, разжигающие межнациональную, межрелигиозную и иную рознь, рекламные сообщения, провокации и оскорбления, а также комментарии, содержащие ссылки на сторонние сайты. Также просим вас не обращаться в комментариях к героям статей, политикам и международным лидерам — они вас не услышат. Бессодержательные, бессвязные и комментарии, требующие перевода с экзотических языков, а также конспирологические теории и проекции не пройдут модерацию. Спасибо за понимание!

Источник: https://novorosinform.org/785658

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

Долг Белоруссии перед Россией на сегодня

Замминистра финансов Белоруссии Юрий Селиверстов заявил на днях, что Минск рассчитывает на получение очередного транша кредита Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) в размере $200 млн весной текущего года.

«Мы думаем, что это будет в ближайшее время. Будем думать, что весной мы его получим», — сказал Сильверстов.

Ранее он заявлял, что финансовая помощь будет оказана в январе или феврале или в первом квартале 2018-го.

Селиверстов объяснил задержку в получении этого транша техническими проблемами с российской стороны. «Сейчас процесс пошел. Все условия согласованы, никаких дополнительных условий нет», — сказал белорусский чиновник. Он сообщил также, что идет обсуждение условий получения следующего, седьмого транша кредита ЕФСР также на $200 млн.

На кредитной игле у России

Cоглашение о предоставлении Белоруссии кредита из средств фонда было подписано 25 марта 2016 года. Объем помощи – $2 млрд, процентная ставка по кредиту была зафиксирована на уровне 4,06% годовых. Управляет фондом Евразийский банк развития (ЕАБР). И фонд, и банк учреждены странами-членами Евразийского экономического союза. Основным донором ЕФСР является Россия.

Цель кредита — поддержка программы реформ, направленной на создание условий для выхода Белоруссии на траекторию устойчивого роста через повышение качества экономической политики и проведение структурных реформ.

Это уже вторая кредитная программа с ЕФСР. Ранее Белоруссия получала финансирование от фонда, который назывался Антикризисный фонд ЕврАзЭС, по стабилизационной программе 2011-2013 годов на $3 млрд шестью траншами. Но шестой транш в размере $440 млн, который должен был быть перечислен в 2013 году, Белоруссия не получила из-за невыполнения ряда условий.

Кредиты по линии евразийского партнерства – не единственный канал финансовой поддержки Минска со стороны Москвы. В августе прошлого года правительство России одобрило выделение Белоруссии кредита на $700 млн.

Он предназначен для погашения госдолга Белоруссии перед Россией, а также кредитов, полученных в Евразийском фонде стабилизации и развития. Срок погашения кредита составит 10 лет, начиная с 15 апреля 2018 года.

«Это унизительно для народа»

По официальным заявлением, внешний долг сокращается (почти на $1 млрд за прошлый год), внутренний растет. Кроме ЕФСР и правительства России в кредиторах Белоруссии числятся Европейский банк реконструкции и развития, МВФ, банки Китая, Европейская комиссия.

В 2009 — 2010 годах Белоруссия получила от МВФ $3,5 млрд. В 2015 году Минск попросил новый кредит в размере $3 млрд на 10 лет по ставке 2,28% годовых. Однако переговоры с МВФ о новой кредитной линии были приостановлены.

«На сегодняшний день переговоры с МВФ по программе несколько законсервированы, потому что мы с нашими коллегами не сошлись (мнениями) в скорости проведения тех реформ, которые они нам предлагали», — пояснял Селиверстов. Тем не менее, он считает, что сотрудничество с МВФ продолжается «в плавном, рабочем порядке».

У МВФ, судя по всему, иное мнение. В декабре прошлого года фонд обнародовал итоги проверки экономики Белоруссии. По прогнозу, рост ВВП сохранится на текущем уровне — примерно 2% — и в ближайшие годы. Но, по мнению МВФ, для достижения «более высокого и устойчивого роста» Минск должен проводить и более амбициозные реформы.

Выбранный властями консервативный темп реформ увеличивает риски для белорусской экономики и угрозы возвращения к «участию государства в распределении ресурсов», говорилось в заключении МВФ.

Фонд рекомендует правительству провести реформу управления государственными предприятиями, сделать госсектор более прозрачным и гибким, ограничить поддержку неэффективных госкомпаний и в итоге подготовить госсектор к частичной приватизации.

Вторая рекомендация не менее болезненная для Минска — повысить тарифы ЖКХ. Собственно, эти рекомендации звучат не первый год. Причем не только от МВФ. Аналогичные требования выдвигают и Всемирный банк, и Европейская комиссия.

Белорусские власти признают необходимость реформ. Но решать их теми методами, которые предлагают международные институты, они пока не готовы. Президент Александр Лукашенко видит решение проблем в экономике так: необходимо повысить производительность труда на предприятиях и улучшить корпоративное управление. О том, чтобы закрыть убыточные заводы речи не идет.

Отказываться от госсобственности, «если она нормально функционирует», Лукашенко тоже не готов.

Еще жестче Лукашенко отвечал на предложение поднять тарифы для населения. «Это унизительно не только для меня, это унизительно в отношении нашего народа», — заявлял президент.

Повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги приведет, по мнению президента, к резкому росту задолженности населения. В итоге все равно придется платить государству.

Белоруссия – это особый случай

Внешний госдолг Белоруссии, по данным минфина страны, по состоянию на 1 февраля 2018 года составил $15,8 млрд, внутренний — 9,3 млрд белорусских рублей. Пока экономисты считают эти цифры не критичными.

«Соотношение госдолга к ВВП у Белоруссии не столько критичное, как у тех же европейцев, когда у некоторых стран эта цифра достигает 80%, у США — в районе 100%, у Белоруссии — это менее половины», — говорит главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик.

Кроме того, у белорусской экономики есть перспективы для дальнейшего роста, траектория роста госдолга снижается, госбюджет профицитный.

С одной стороны, экономическая ситуация в Белоруссии, действительно, стабилизировалась, отмечают эксперты Центра развития Высшей школы экономики.

Инфляция замедлилась до исторических минимумов, на валютном рынке наблюдается чистое предложение валюты за счет населения, а ВВП возобновил рост.

Риски по внешнему долгу существенно снизились после того, как Белоруссия дважды привлекла средства по еврооблигациям на общую сумму в $2 млрд.

В 2017 году ВВП Белоруссии увеличился на 2,4%, практически возместив падение в предыдущем году. Инфляция составила 4,6% год к году в декабре, что стало самым низким показателем за последние 20 лет. Промышленное производство прибавило 9,7% год к году, схожими темпами росла и розничная торговля (9,5% г/г), подпитываемая ростом зарплат.

В текущем году власти ожидают рост экономики на 3,5% ВВП. Восстановление экономики и разрешение нефтегазового спора с Россией может позволить агентству Fitch повысить долгосрочный рейтинг Белоруссию до уровня B, то есть, на уровень выше, например, соседней Украины.

Но долги дают о себе знать. «Все же многие показатели говорят о том, что не все спокойно в платежном балансе», — отмечают эксперты Центра развития ВШЭ. И указывают несколько отличный от данных Минфина объем внешнего госдолга.

«Так, за прошлый год внешний долг Беларуси увеличился на четверть и составил $16,7 млрд долл., что в 2,3 раза выше резервов», — подсчитали эксперты Центра развития.

Но не стоит все мерить деньгами. Белоруссия даже среди партнеров России — это особый случай, отмечает Елена Пономарева, профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО. «Белоруссия — наш самый лояльный сосед. Сколько нужно, столько и надо давать денег, укрепляя наши союзнические отношения с Белоруссией», — говорит Пономарева.

Другое дело, что дружба двух государств не может быть такой же, как дружба двух людей. Интересы государств, даже самых близких идеологически, могут заметно отличаться.

«России стоило бы терпимее относится к многовекторности той политики, которую ведет Лукашенко, обращаясь за помощью к Китаю, к Европе, налаживая контакты с Украиной. Но и свои интересы не надо забывать. Раз уж мы оказываем финансовую помощь, необходимо стратегически договориться о выполнении наших требований», — говорит Пономарева.

Источник: https://newsland.com/user/4297655705/content/zachem-belorussiia-uvelichivaet-svoi-dolgi-pered-rossiei/6277987

Долг Белоруссии перед Россией на сегодня

Беларусь – наш ближайший и дружественный сосед. Многие россияне часто и с удовольствием посещают эту страну и порой восхищаются уровнем жизни там. Практически одинаковые зарплаты, множество госпредприятий, невысокий уровень цена на продукты и услуги. К сожалению, наша страна такой стабильностью похвастаться не может. Почему?

Возможно из-за того, что у Российской Федерации нет поблизости мощной и развитой страны, которая в состоянии регулярно одалживать крупные денежные суммы на развитие, которая имеется у Беларуси.

В реальности долг Белоруссии перед Россией на сегодня довольно внушительный.

Ситуация в области финансовых отношений между двух стран достаточно сложная, но отчего так происходит и почему Беларусь не стремится стабилизировать данный вопрос?

Внешний долг страны: суть понятия

Данное понятие по определению МВФ (Международный Валютный Фонд) является общим объемом текущих и еще непогашенных обязательств от резидентов определенного государства к нерезидентам.

К внешней задолженности причисляют как саму сумму долга, так и набежавшую процентовку, которую требуется погасить в определенный временной промежуток.

Читайте также:  Выгодные вклады с подарками в рублях

Внешняя задолженность складывается из долга частного характера (задолженность частной/государственной структуры) и непосредственно государственного.

Наличие внешнего кредитования помогает расширять финансовые госресурсы, но также способствует и появлению риска в развитии финансово-экономического кризиса.

Внешний долг государства и высокой стоимости уже просроченного субсидирования достаточно негативно сказывается на общем рейтинге данного государства на кредитном общемировом рынке.

А его снижение непосредственно влияет и на условия предоставления будущих траншей. Многим странам с высокими показателями задолженности практически вообще закрыта возможность оперировать с кредитными международными рынками.

Единственной возможностью таких государств становится заимствование ресурсов банковской всемирной группы и МВФ.

Появление стабильной задолженности принуждает определенную страну проводить переговоры с международными кредиторами в целях урегулирования просрочки. Стабилизация внешнего долга базируется на разработку и внедрение займополучателем срочных мер, направленных на ликвидацию просроченного долга с целью понижения выплат задолженности основной, а также процентной ее части.

Долг Беларуси перед Россией

Внешний долг Белоруссии по всем имеющимся госкредитам приравнивается к порядка 6,50 млрд долларов. Эти данные были приведены на заседании комиссии Евразийского межправсовета. Одна часть задолженности выражается в рублевом эквиваленте и приравнивается к 59,90 млрд руб. Но стоит заметить, что просроченных задолженностей эта страна не имеет.

На сегодня между РФ и Беларусью имеются восемь активных соглашений, работающих на предоставление госкредитов. Из них один относится к экспортному соглашению (суммы выделяются на возведение атомной электростанции), остальные – финансовые. Что касается общей величины кредитования, то Россия предоставила Минску порядка 15 млрд $.

Экскурс в историю

Беларусь приобрела права самостоятельности и независимости сразу после развала СССР, в 90-ых годах прошлого столетия. Причем на то время Минск не стремился набирать внешние крупные займы, в отличие от России.

Наша страна, находясь в условиях жесточайшего кризиса, была чрезмерно закредитована.

Положение же Беларуси достаточно выгодно отличалось от российского и в плане уровня развития – республика после получения независимости продолжала придерживаться принципа хозяйствования.

Бурное развитие экономики побудило Минск начать активно привлекать иностранный капитал, внешний долг страны стал сформировываться в начале 90-ых годов XX века.

Задолженность стала расти и уже в 1995-96 г.г. внешний долг увеличился в 29 раз. На данный момент положение дел республики на данном поприще довольно плачевно, ведь общая закредитованность достигла поистине огромных размеров (около 13,50 млрд $).

Специалисты объясняют такое положение дел практически полным отсутствием в стране частного капитала. Ведь только 20,00% предприятий было передано под частное владение, остальные 80,00% принадлежит государству.

Имеет место и нецелесообразное распределение полученных траншей, что способствует росту задолженности.

Размер долговых обязательств

На начало прошлого года мировая задолженность Беларуси выросла еще на 12,60%. Сейчас основными кредиторами-поставщиками нашего соседа являются Евразийский фонд развития/стабилизации, а также крупные Российские банковские организации.

Но помимо внешнего Минск обладает еще и внутренними долговыми обязательствами, в основном перед кредитно-финансовыми структурами, имеющими российский капитал. Так что можно с уверенностью сказать, что основным донором страны является Россия.

По имеющимся условиям кредитных соглашений одно только обслуживание внешней задолженности республики обходится в 3,2 млрд $ за год.

Кстати, если поделить всю сумму задолженности на жителей Беларуси, то получится, что каждый поданный страны обзаведется долгом размером в 4 000$.

Уже в нынешнем годовом периоде страна обязана погасить перед Россией задолженность в 741,3 млн $ (причем только один долг Белоруссии за газ по оценкам финансистов уже достиг цифры в 550 млн $).

Основные причины увеличения закредитованности республики

Беларусь не зря постоянно сравнивают с Советским Союзом, ведь после развала СССР это государство, в отличие от большинства наших иных соседей, сосредоточило в руках госвласти практически всю промышленность. На первый взгляд это должно было стать большим плюсом и в первую очередь, для жителей республики. Но на деле все оказалось печальнее, ведь развития данные области практически не получали.

Поэтому страна была вынуждена связывать себя кредитными обязательствами для закупки сырья, составляющих, запчастей у иностранных производителей. Практически на 82,00% готовые белорусские изделия состоят из валютных вложений. А увеличивать ценообразование на выпускаемую продукцию является нецелесообразным по причине слишком малых показателей конкурентоспособности.

Таким образом, виновник огромной закредитованности Беларуси кроется в специфике финансово-экономической модели, действующей в республике на данный момент. Такой расклад и имеющиеся устои требуют основательного пересмотра и глобальной корректировки по причине:

  1. Крайне низких показателей эффективности функционирования работающих предприятий.
  2. Минимального уровня роста в экономике.

Проведенная в стране девальвация белорусской валюты еще больше усугубила текущее положение дел. По результатам данного масштабного мероприятия ВВП (внутренний валовый продукт) упал еще больше в валютном эквиваленте, что привело к стремительному увеличению внешнего долга.

Как происходит возврат иностранных кредитов

На сегодня республика Беларусь в глазах мировых валютных инвесторов не выглядит привлекательным партнером. Более того, даже не относится к ответственным заемщикам. Но все же многие страны продолжают субсидировать страну, правда, выделяя средства строго под определенные цели с обязательным их возвратом после реализации задуманных проектов.

В отношении иностранных кредиторов Беларусь достаточно строго старается выполнять свои обязательства. Но отношения Минск-Москва складываются немного по иному сценарию.

Россия всегда шла навстречу братской стране и предоставляла длительную отсрочку либо проводила реструктуризацию имеющихся кредитов.

РФ – это главный партнер Беларуси с крепкими, развитыми и прочными торговыми взаимоотношениями.

Выводы

Для братской Беларуси наша страна является главным финансовым донором. Большой процент от общего внешнего долга республики занимает задолженность за газ. На данное время, по оценкам финансовых экспертов общая задолженность страны по газу перед Россией уже превысил 550 млн $, тогда как общая сумма долга Минска перед Москвой перешло границу в 740 млн $.

Источник: https://BaikalInvestBank-24.ru/poleznye-stati/dolg-beloryssii-pered-rossiei-na-segodnia.html

Долг Беларуси по госкредитам России составляет около 7,3 млрд долларов. Просрочки нет

Задолженность Беларуси по государственным кредитам России на середину мая 2018 года составила 6,3 млрд долларов и 60 млрд российских рублей. Такая информация значится в материалах ко встрече премьер-министров РФ и Беларуси Дмитрия Медведева и Андрея Кобякова, которая состоялась 1 июня в Душанбе, сообщает ТАСС.

Россия — основной торговый партнер Беларуси: по итогам 2017 года удельный вес России во внешнеторговом обороте Беларуси составил 51,7%.

Беларусь также является одним из основных торговых партнеров РФ, занимая первое место по объемам товарооборота России со странами СНГ и четвертое место среди основных внешнеторговых партнеров РФ. Во взаимной торговле значительная доля расчетов идет в национальных валютах.

В 2017 году товарооборот РФ и Беларуси составил 32,4 млрд долларов, увеличившись по сравнению с 2016 годом на 23,5%. В январе-марте 2018 года товарооборот вырос на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Крупнейшим двусторонним инвестиционным проектом является строительство Белорусской АЭС, соответствующий контракт был подписан в 2012 году. Ввод первого блока в эксплуатацию запланирован на декабрь 2019-го, второго — на 2020 год.

Специалисты отмечают, что работы идут по графику.

На сооружение АЭС РФ выделило Беларуси кредит в 10 млрд долларов (90% стоимости контракта), оставшиеся 10% были дополнительно прокредитованы Внешэкономбанком РФ по просьбе белорусской стороны, подчеркивается в сообщении.

Россия является основным поставщиком нефти и газа в Беларусь. В 2017 году Россия поставила в Беларусь 18 млн тонн нефти и 19 млрд кубических метров природного газа, в первом квартале 2018-го — 6 млрд кубических метров газа и 4,5 млн тонн нефти.

В материалах ко встрече Медведева и Кобякова отмечается, что Москва предоставляет Минску масштабную финансовую помощь для поддержки белорусской экономики и стабилизации социально-экономического положения Беларуси в условиях поэтапного перехода на рыночные принципы в двустороннем торговом сотрудничестве. Сейчас действуют девять межправсоглашений по предоставлению Беларуси российских государственных кредитов: один экспортный (на строительство АЭС) и восемь финансовых.

По состоянию на середину мая 2018 года сумма задолженности Беларуси по государственным кредитам, предоставленным РФ, составила 6,3 млрд долларов и около 60 млрд российских рублей. Просроченных обязательств у Беларуси нет, говорится в сообщении агентства.

Кроме того, в 2016 году подконтрольный России Совет Евразийского фонда стабилизации и развития решил предоставить финансовый кредит Беларуси на 2 млрд долларов на финансирование программ макроэкономической стабильности. Предоставление кредита предусматривает выделение семи траншей в 2016—2018 годах. На данный момент выданы пять траншей на 1,6 млрд долларов.

По информации белорусского Минфина, внешний государственный долг Беларуси по состоянию на 1 мая составил 16,4 млрд долларов.

Источник: https://news.tut.by/economics/595240.html

Долг Беларуси перед Россией с 2012 года вырос вдвое

  • Долг Минска перед Москвой по состоянию на 1 июня 2019 года равен $7,55 млрд, по сравнению с 2012 годом этот показатель вырос в два раза.
  • Такие данные приводит РБК со ссылкой на белорусский Минфин и свои источники.
  • Долг Беларуси по сравнению с концом 2018 года почти не изменился, тогда, по данным Банка России, эта цифра равнялась $7,52 млрд.

Ранее вице-премьер Антон Силуанов говорил, что Москва ждет от Минска шагов навстречу экономической интеграции.

Беларусь же попросила кредит у Китая, а также разместила облигаций в российских рублях на рынке России. Китай — второй крупнейший кредитор Белоруссии после России.

РБК приводит слова старшего научного сотрудника Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрия Крука. Он считает, что отказ РФ предоставить вредит Беларуси — одна из составляющих системного экономического давления, которое Россия начала оказывать на Минск.

В июле 2019 года заместитель министра финансов Беларуси Андрей Белковец сообщил, что страна планирует взять кредит у Банка развития Китая. «Мы планируем взять $0,6 млрд на внешнем рынке вне облигаций.

Изначально рассчитывали на кредит Российской Федерации. Сегодня вопрос предоставления российского кредита немного откладывается, но в качестве альтернативы нашли вариант с китайскими кредиторами», — пояснил тогда Белковец.

В 2019 году платежи страны по обслуживанию и погашению госдолга составят 3,29 млрд долларов. Беларусь рассчитывала привлечь в этом году кредит на 600 млн долларов из России с основной целью — рефинансирование текущих платежей по госдолгу. Однако до сих пор РФ выделение этих средств не одобрила.

В июне глава Минфина Максим Ермолович заявил, что у Беларуси есть источники для погашения и обслуживания госдолга в 2019 году, имеется задел на следующий год. Ермолович рассказал, что получение кредита от России на 630 млн долларов увязано с процессом интеграции. На тот момент уже было  подписано рамочное соглашения с Госбанком развития Китая.

В 2018 году также сообщалось о намерении России с четвертого квартала прекратить выдачу Беларуси кредитов и беспошлинную поставку нефтепродуктов и сжиженного газа из-за потерь своего бюджета.

При этом Минфин Беларуси намеревается стребовать с российской стороны компенсацию за потери по налоговому маневру.

В начале октября стало известно, что Беларусь планирует провести переговоры по вопросу выделения седьмого транша кредита ЕФСР.

Беларусь также рассчитывает на получение последнего, седьмого транша кредита ЕФСР, так как все условия программы полностью выполнены.

Источник: http://news.21.by/economics/2019/08/19/1863787.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector