Федеральная программа

Ты - предприниматель

#delo43

Пора делать
успешный бизнес

Принять участие

Школа «Вверх»

Федеральная программа

Школа «Вверх»

Наш новый герой интервью не просто обычный предприниматель, но, в первую очередь, друг и помощник школьников. Его команда активно ищет и совершенствует новые формы обучения, а в 2018 году он выступил в роли эксперта школьного этапа программы «Ты – предприниматель». О том, как создать социальный бизнес в сфере образования и мотивировать детей учиться, поделился Роман Соловьёв, руководитель школы «Вверх».

Идейная задумка школы «Вверх» — это создания сообщества, которое занималось бы поиском и внедрением эффективных практик в образование. Её задача — это развитие образования, отслеживание современных тенденций и формирование современного подхода в обучении, которое было бы интересно, в первую очередь, детям, и учило бы их всем необходимым навыкам и предметным знаниям. Подтолкнуло к созданию сообщества длительное общение со старшеклассниками, которые сегодня предпочитают вместо занятий провести время, например, за компьютером.

Сегодня одна из актуальных систем умений XXI века является обучение навыкам 4К: коммуникации, коллаборации, креативному и критическому мышление. Все они относятся к внутреличностным навыкам, на развитие которых люди обычно не обращают внимание, но которые необходимы для продвижения по карьерной лестнице и для жизни в целом в современном мире.

Мы же все равно в мире людей живём, хотя и говорят, что цифровые технологии нас заменяют. Да, какие-то профессии умрут, но умение общаться и отличать достоверную информацию от другой всегда будет актуальным, особенно в том мире, где её слишком много, поэтому критическое мышление очень важно.

В последнее время можно заметить тенденцию, что знания в школе упрощаются. Но как отмечает Роман, стереотип о кризисе образования сегодня представляет собой надуманный факт. Знания сегодня как никогда открыты, но не все люди стремятся воспользоваться этой возможностью, считая, что обучения в вузе будет достаточно.

По словам молодого предпринимателя, кризис образования не в количестве и качестве знаний, а в пропадании навыка у людей учиться, говорить, сосредотачиваться и правильно анализировать информацию.

Помимо этого, происходит разрыв между старшим и молодым поколением. Люди Y (рожденные в начале 90-х) привыкли, что, если не получается работать в одном месте, можно бросить это дело и перейти в другое. Они не понимают, что проходить карьерную лестницу нужно не для того, чтобы выслужиться, а, чтобы понять, как работает система на разных уровнях. И перед страной стоит важна задача – обучить всё население на одинаково хорошем уровне при том, что желание учиться у детей пропадает, так как они не видят цели в образовании. Эту проблему и стремится решить школа «Вверх».

Если что-то не нравится – попробуйте сделать это сами. Когда говорят о том, что сначала создайте нам условия, тогда мы будем работать – это не развитие, это потребительство. Если вам не нравится, как выглядят люди, начните производить ту одежду, которая нравится вам и была бы интересна им.

По мнению молодого предпринимателя, в России, как и в Кирове, есть хорошие условия для развития многих стартапов. Существует много примеров, которые выстрелили и теперь развиваются вплоть до косметики, обуви, лёгкой промышленности.

Главное – делать и , в первую очередь, качественно. Если вы создаете бизнес с целью заработать денег, вы пролетите. Надо создавать бизнес, который вам нравится.

Путь Романа как предпринимателя начался с Московской финансово-юридической академии, в которой окончил направление «Менеджмент организации».  Попутно он знакомился с книжным бизнесом отца и узнавал тонкости ведения своего дела, занимался самообразованием. Дальше было обучение в Вятском государственном гуманитарном университете по специальности «Психология личности» и поиск ответов на вопрос «Как устроен человек и что им движет?».

Получив образование, молодой предприниматель пошёл в аспирантуру, чтобы знания были не только подкреплены академически, но и появилась возможность знакомиться с международным опытом кандидатов и докторов наук, посещать конференции, изучать новую информацию на более глубоком уровне.

Обучение в аспирантуре помогло найти единомышленников по всей России. Время от времени команда «Вверх» посещает конференции, форумы и узнает последние «фишки» в образовании от коллег, живущих по всей России и всему Миру.

Недавно мы посетили образовательную выставку и узнали, как построить свою школу. Стоимость типовой школы сейчас примерно 60 000 рублей за 1 кв. м., а нам рассказали, как сделать за эти же деньги не просто типовое здание, а улучшенное, соответствующее всем современным требованиям. Нужен другой подход – умение сводить заказчиков – детей и педагогов, которые хотят просторные кабинете и удобные места, и исполнителей проекта.

Бизнес в сфере образования сейчас как нельзя актуален. На рынке представлено огромное количество тренингов, мастер-классов, которые пользуются спросом у людей. Но, по словам Романа, качество этих занятий иногда не соответствует заявленной цене, а в некоторых случаях их можно было получить вовсе бесплатно на обычных лекциях в университете, нужно было просто слушать преподавателей и задавать вопросы, интересоваться той профессией, на которую ты поступил. Успех будет, если вы не стремитесь пересказывать других людей, а апробируете теорию на практике, тестируете на своей территории.

Команда школы «Вверх» образовалась ещё в детстве, когда ребята вместе ездили в областную очно-заочную школу «Лидер» сначала детьми, а потом педагогами. И та атмосфера, которая была во время этого лагеря, очень нравилась молодым людям. Однако осенью и зимой начинались обычные будни и весь летний настрой пропадал. В один момент у одной из будущих коллег Романа Дарьи Лопатиной возникла идея создавать ролевые игры, а позднее и квесты, которые не просто бы развлекали, но и обучали подростков.

У меня была мечта – изменить образование, поэтому я предложил развивать образование, и сейчас все силы уходят на создание школы мечты. Мы хотим создать такое место, куда дети будут приходить и с удовольствием учиться.

Сегодня в школе «Вверх» работает несколько направлений. Во-первых, это профориентация. По словам молодого предпринимателя, это беда и боль в образовании, так как по последней статистике 78% выпускников работает не по специальности. Команда школы «Вверх» старается создать условия для осознанного выбора самим ребенком своего профессионального пути, чтобы подросток сам понял, кем он хочет стать. Во-вторых, существует направление для педагогов, которое охватывает современные формы работы с детьми и интересные способы подачи знаний. В-третьих, был создан специальный курс по спокойной и эффективной подготовке к экзаменам под названием «Фокус на экзамене»

Мы разработали этот курс и бесплатно раздаем его по школам России. Любой преподаватель может написать нам, и мы предоставим ему 12 разработанных занятий, которые помогут правильно распределять время и контролировать свой психологический настрой.

Также одним из ключевых направлений являются ролевые игры и квесты. Это больше развлекательный контент, но с образовательным уклоном. К примеру, одна из игр «Молодая гвардия» была создана по одноимённой книге после того, как это произведение было вычеркнуто из школьного списка литературы. В игре каждый ребёнок получает роль определённого человека и задачи, которые нужно выполнить, а в конце ему дают карточку, что стало в реальности с этими людьми. Проведя в ролевой игре 2 часа своего времени, человек проживает жизнь героя и совсем по-иному смотрит потом на что-то, будь то книга, фильм или история. Такой способ помогает лучше замотивировать детей к изучению нового материала.

Ещё одно направление школы «Вверх» — практическая мастерская, в которой все желающие могут научиться разрабатывать различные игры. Школа «Вверх» организует множество социальных проектов, таких как «Склад Ума», создан волонтёрский отряд и др.

Сейчас в команде территориально работает 3 человека, которые составляют ядро организации. Но есть ребята из Сыктывкара, которые участвуют в совместных проектах. По мнению Романа, это показывает образование и коммуникацию XXI века, когда люди могут не ограничивать себя рамками одного помещения, территория или одной страны.

Мы — открытая организация. Если кто-то хочет развивать образование так же, как и мы, то с удовольствием примем новых людей в свои ряды.

Одно из видов деятельности школы «Вверх» — это создание методического материала. Специфика работы требует учёта принятых стандартов: нельзя просто взять и провести урок по-своему.

Как в эту методологию интересно завернуть урок – это есть творчество. Это стык того, что должно быть правильно и хорошо, но красиво и интересно.

Для того, чтобы развивать социальный бизнес в сфере образования, по мнению Романа, молодой предприниматель должен обладать большим-большим терпением. При этом всегда обращать на внимание на качество, постоянно апробировать свой продукт. Например, команда «Вверх» в первый год работала бесплатно со школами города – проводили целый курс по лидерству, тайм-менеджменту и другим личностным навыкам, а потом смотрели обратную реакцию.

В 2018 году Роман принял участие в образовательной программе «Ты – предприниматель» для школьников в качестве эксперта. По словам молодого человека, длительная работа со старшеклассниками даёт понимание того, что ими движет.

В первую очередь мы спрашивали: «С какой целью ты хочешь заняться бизнесом? Какую проблемы ты пытаешься решить?»

Иногда у ребят мотивом служило простое зарабатывание денег без крупных материальных и моральных вложений, или проще говоря: «Я хочу получать прибыль, но не хочу ничего делать». Но есть и другие примеры, например, ребята придумали проект теплиц по выращиванию овощей и зелени на крышах домов. Эта идея сейчас находится в тренде, особенно в Японии и помогает решить проблему малоземелья и нехватку еды. Такой бизнес масштабируемый, востребованный и приносит пользу для общества.

Я верю в хорошего предпринимателя, который открывает свой бизнес для решения какой-то проблемы. Хороший предприниматель хочет изменить ситуацию вокруг себя, даже если он ещё учиться в школе.

Не торопитесь, верьте в свою идею и как можно больше учитесь, не делать поспешных резких выводов и постоянно развиваться.