Федеральная программа

Ты - предприниматель

#delo43

Пора делать
успешный бизнес

Принять участие

Православные подарки

Федеральная программа

Православные подарки

Аркадий Кропачев на сегодняшний день успешный предприниматель и владелец семи торговых точек «Православные подарки». Его деятельность не совсем привычна для простого жителя региона, но это не мешает ему обеспечивать себя и свою семью, при этом принося пользу и радость людям. Мы познакомились с героем и спросили его о том, как ему удаётся совмещать духовность и бизнес в своей жизни.

Путь героя начался с экономического класса Вятского технического лицея, куда он поступил с подачи родителей. Интерес к экономическому направлению сохранился и при обучении в ВятГСХА по специальности «маркетинг». Но в процессе получения высшего образования у Аркадия стали возникать философские вопросы о смысле жизни. Сам он это комментирует так:

Я читал множество разных книг, но христианство мне понравилось больше всего именно с вероучительной стороны. Это очень важно подчеркнуть, так как будущий мой путь – это столкновение с практикой, которая отличается от написанного в литературе.

После окончания вуза была армия и поступление в духовное училище, где дни проходили за богослужебной практикой. После обучения Аркадию предложили пост в Яранской епархии, где в течение года погружался в церковную атмосферу. Это время стало продуктивным для героя, но в тот же год он увидел обратную сторону духовной жизни, которая отличалась от написанного в книгах. Нежелание пойти на компромисс со своими принципами и дало толчок к созданию своего дела.

Сталкиваясь по своему роду деятельности с церковной торговлей, молодой предприниматель видел многие недостатки. Не хватало организованности внутреннего управления: не соблюдались требования по учёту товара, бухгалтерскому учёту и др. Покупателю не предоставлялось качественное изделие, которое могло бы его удовлетворить.

По аналогу родилась такая идея (в Кирове я не первый, кто открывает подобные лавки), но хотелось внести более молодую и свежую струю в соответствии с моим опытом церковной жизни и экономическим образованием.

Так и началась работа в сентябре 2013 года. Первый магазин был в ТЦ «Баско». Прошло 5 лет и сейчас открыто 7 киосков. Аркадий отмечает, что ему нравится заниматься своим делом, которое помогает хорошо зарабатывать на жизнь, хотя и не приносит огромного дохода.

Молодой предприниматель подчеркивает, что важно различать православное вероисповедание и сложившуюся практике в регионе. Есть определённые расхождения, например, в Израиле, Греции, США и даже в Москве и Санкт-Петербурге не считает зазорным заниматься частной церковной торговлей. Местная епархия предпочитает не замечать Аркадия, хотя открыто не называют врагом. Такая безразличность, с одной стороны, радует героя, так как позволяет развивать своё дело согласно своей совести, но с другой стороны, нет и прямого сотрудничества, а вместе с тем и возможности для консультации.

С точки зрения экономики мне это выгодно, с точки зрения духовной составляющей я чувствую в этом какую-то миссию, то есть привношу эту необычную тему в те места, где люди не ожидали обнаружить. Я не занимаюсь проповедью, но само присутствие – это уже небольшая проповедь.

На вопрос о том, вызывают ли разногласие в нём духовная и предпринимательская составляющая, герой отвечает, что никаких противоречий не видит. Если читать Священное писание, то приходит понимание, что заповеди можно трактовать гораздо шире. По мнению Аркадия, самая важная ценность христианства – это свобода, в особенности от суеверий и быссмыслицы. Трудности возникали именно с восприятием бизнеса со стороны других людей.

При ведении своего дела, самым главным принципом стало внутренне чувство справедливости, например, по зарплате продавцам, по договорам с поставщиками. Конечно, бывают и конфликты, но если Аркадий нарушает свой фундаментальный принцип, то он обязательно пытается исправить это.

Для меня настолько естественно, что покупатель всегда прав, что любой конфликт решается в пользу него. Отношения с людьми – это самое важное, и, если ты их считаешь ключевыми в бизнесе, тогда что-то будет получаться.

При выборе команды владелец магазинов «Православные подарки» также обращает внимание на человеческие отношения. Жёстких требований к религиозности он не предъявляет, но спрашивает в плане знаний религиозной веры. Этого требует и специфика дела – покупатели часто просят проконсультировать их. В процессе работы можно увидеть, как человек относится к своим обязанностям, кто выдерживает и согласен с требования, тот остаётся.  С теми, кто изначально настроен агрессивно, контакт установить не удаётся. Но в целом люди идут уже те, кто интуитивно чувствует, что готов работать здесь. Возможно, сказывается особенность предприятия, так как есть какое-то представление, что православие – это что-то правильное, доброе, где тебя несправедливо не обидят.

В продолжение разговора о восприятии бизнеса, Аркадий отмечает, что равнодушие религиозных представителей вызвано, по его мнению, отсутствием традиции частной церковной торговли. Интерес к церкви возник только с 90-х годов, поэтому молодой предприниматель считает, что она сама ещё не научилась жизнь в новом обществе.

Это нормально, когда в условиях рыночной экономики каждый занимается тем, что хочет. Единственный критерий – насколько успешно ты это делаешь: не нарушаешь закон, честен со своими контрагентами, продавцами, покупателями. Конечно, если б я пересёк черту и занимался какой-то профанацией и издевательством, то это привело бы к конфликту.

К слову о профанации, наш герой привёл пример, когда компания «Святой источник» выпустила бутылки с Дарт Вейдером и другими героями саги «Звёздных войн». Этот спорный шаг был оценён критично и вызвал резонанс в обществе. Аркадий, в отличие от вышеупомянутой компании, стремится уважать чувства верующих и нацелен дальше сохранять это отношение.

Кроме равнодушного восприятия внутри церковной среды, сложности в ведении бизнеса возникают с юридическими вопросами. Например, пришлось самостоятельно изучить налоговый кодекс и товароучётную систему 1С. Это стало своеобразным челленджем – освоить программу с нуля. Но сейчас, в связи с ведением онлайн-касс, эта товароучётная система даже помогает безболезненнее перестроится к новым требованиям. Вторая трудность на пути молодого бизнесмена – поиск людей в команду, так как контроль за 7 магазинами требует немалых усилий. На уровне маркетинга сложности связаны со стратегией, наименования, подходами, т.к.  многие подобные вещи в бизнесе Аркадию приходится сейчас делать на уровне интуиции.

На вопрос об источниках вдохновения, владелец «Православных подарков» отмечает, что они нужны были в первое время. Сейчас открытие торговой точки происходит по типовой схеме, поэтому не требует поиска каких-то творческих идей. Другое дело – открытие интернет-магазина. В последнее время именно это подогревает живой интерес Аркадия. Так открытие ещё одной церковной лавки не вызывает такого драйва, как проектирование интернет-магазина.

Упомянув о типовой схеме, мы решили поинтересоваться, о том, планирует ли герой продажи по франшизе. На это он ответил, что думал о таком варианте, но пока не собирается. Создание франшизы требует поиска людей, которые смогут качественно описать все процессы. С другой стороны, необходим человек, который готов был бы решиться на открытие самого дела. Специфика церковного бизнеса в некоторых случаях пугает таких людей, т.к. существует страх не только сделать что-то не так, но и оскорбить кого-то. Хотя герой отметил, что франшиза в церковной сфере совсем не новшество. Однако, занимаются ими пока только крупные компании, которые имеют большой опыт и ресурсы.

Своей целевой аудиторией Аркадий называет людей старшего возраста, но в последнее время стремится привлечь и молодёжь. Он отмечает, что есть определённый круг товаров, который интересует молодых людей.

Я бы не соотносил это напрямую с религией, скорее с какими-то обычаями, традициями, которые сидят внутри. Сейчас пользуются популярностью кольца с надписью «Спаси и сохрани», печатки, кресты. Молодёжь не связывает их с современной церковной жизнью, это такая традиция, которая вне времени. Люди могут осуждать священников, но они всё равно остаются в контексте православия, считают себя русскими. Из молодёжи – это моя целевая аудитория.

Об увлечениях молодой предприниматель отметил, что на первых этапах бизнес занимал 100% времени. А сейчас он находится в состоянии поиска нового хобби, так как происходит определённая профессиональная деформация, когда тебя окружает один бизнес, программы, товары. Среди любимых занятий герой называет плавание, разговоры на философские темы, изучение новостей.

Аркадий Кропачев смог занять нишу, которая ещё не так популярна среди предпринимателей нашего региона. На вопрос о перспективах развития, герой оценивает их положительно. В Интернете эта сфера сейчас реализуется очень успешно, сложнее дело на местах. Но если посмотреть, то реставраций и строительство церквей, духовная литература всё больше способствуют объединению бизнеса и церкви.

У нас развивающая экономика и в целом интерес будет расти к этой нише, качество будет улучшаться.

В дальнейшие планы молодого предпринимателя входит получение дополнительного образования и открытие интернет-магазина, возможно появится возможность открыть и франшизу.

Для себя я выделил три фактора, которые позволяют чувствовать себя предпринимателем. Во-первых, деньги или капитал. Если человек не обладает собственными средствами, необходимо искать инвестиции. Просто мечты, не подкреплённые деньгами, не принесут успехи. Во-вторых, власть или волевое участие. Это включает способность владеть ресурсами, распоряжаться временем людей, транслировать свои идеи. И третье – это творческое участие, заинтересованность. Идея должна мотивировать, заставлять творить. Работа по франшизе, я считаю, не совсем предпринимательство, т.к. она не направлена на создание чего-то нового, что должно идти из сердца и жизненного опыта.

Без этих трёх элементов – денег, власти и участия предпринимательство невозможно. Если пропадает интерес, то ты становишься топ-менеджером, который управляет процессами. Если уходит власть и интерес, то ты превращаешься в рантье, человека, живущего на процент. А если существует только один интерес, то это уже свободный художник. За 5 лет своего предпринимательства я понял эти три момента на своём опыте.